С 18 по 20 ноября Теодор Курентзис и Пермская опера представят проект Международного Дягилевского фестиваля в специальном формате, учитывающем реалии пандемического времени — «Дягилев +». Трехдневный марафон вместит в себя российскую премьеру нового сочинения Алексея Ретинского, Четвертую симфонию Брамса и подборку камерных сочинений от средневековой баллады до мистического струнного «эмбиента» 1960-х. Все произведения прозвучат в исполнении музыкантов оркестра и хора musicAeterna под управлением Федора Леднева и Теодора Курентзиса.
Откроется «Дягилев +» российской премьерой нового сочинения композитора Алексея Ретинского, который стал первым резидентом Дома Радио в Санкт-Петербурге, где сейчас базируется musicAeterna. Дом Радио — это творческая лаборатория, где современные композиторы, режиссеры и художники вместе с музыкантами musicAeterna создают свои экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие различные области современного искусства. Алексей Ретинский стал первым резидентом Дома Радио, получив карт-бланш на создание нового произведения. Krauseminze — это пятнадцатиминутное сочинение для голоса и симфонического оркестра, вдохновленное поэтическим миром Пауля Целана. Для музыки этого сочинения, напоминающего структуру сновидения, свойственна многослойность временных и семантических пластов, которые, мимикрируя, с легкостью проникают один в другой.
Алексей Ретинский, композитор, первый резидент Дома Радио:
— Мое впечатление от первого прочтения целановского стихотворения «SELBDRITT, SELBVIERT» позволило практически сразу схватить музыкальное решение — точка во времени (момент встречи) своим значением выпадает из Хроноса, перейдя во вневременное значение. То есть линейное время из-за дискретности своего календарного проявления — это что-то вроде ширмы, скрывающей истинные источники событий. Разгадывание завуалированной поэтической мифологии Пауля Целана напоминает разматывание клубка нитей, с тем лишь отличием от физического аналога, что конец нити не наступит никогда. Нить просто перейдет в новое качество и так до бесконечности.
Во второй части концерта оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит Четвертую симфонию Иоганнеса Брамса. Масштабная, глубокая и вдохновенная — созданная на исходе XIX века последняя симфония Брамса щедро делится со слушателем мелодическими и гармоническими богатствами, накопленными австро-немецкой традицией за несколько веков. «Чудесно было бы писать музыку во времена Моцарта», — с ностальгией говорил Брамс — и писал музыку на все времена. Спустя сто с лишним лет трагический финал Четвертой симфонии звучит столь же пронзительно и мощно. Музыканты представят программу на сцене Пермского театра оперы и балета 18 ноября дважды: в 18:00 и 21:00. Следующие два дня будут посвящены камерной музыке. Программа составлена преимущественно из редко исполняемых сочинений различных эпох и стран: от выдающихся образцов французской полифонии XIV века до остро-экспериментальных опусов, написанных нашими современниками.
В программе концерта 19 ноября изысканная любовная баллада De Fortune me doi pleindre et loer средневекового французского поэта и композитора Гийома де Машо, пьеса итальянского композитора-мистика Джачинто Шельси Anahit и фрагменты Song Book Бернарда Ланга — атональная мозаика с вкраплениями рока и джаза. Медитативная песня английского лютниста XVI—XVII веков Джона Доуленда прозвучит в авторском переложении для весьма неожиданного состава инструментов. Солист musicAeterna Андрей Волосовский исполнит пьесу для перкуссии греческого композитора Яниса Ксенакиса Rebonds B — «абстрактный ритуал … без примесей фольклора», как характеризует ее сам композитор, а Алексей Ретинский представит еще одно сочинение, родившееся в стенах Дома Радио и впервые прозвучавшее в исполнении musicAeterna — Rex Tremendae.
Во второй вечер, 20 ноября, музыканты musicAeterna вновь обратятся к музыке Гийома де Машо и исполнят его Credo in unum Deum — фрагмент мессы, ранний артефакт авторской духовной музыки. Также в программе пятиминутная композиция Арво Пярта Psalom, написанная в авторской технике тинтинабули, и сочинение Хельмута Лахенмана «…zwei Gefühle…». «Два чувства», указанные в названии композиции, — это страх и любопытство, ощущение угрозы перед тьмой пещеры и страстное желание узнать, что в ней находится. Это состояние, описанное в заметках Леонардо да Винчи, основоположник «инструментальной конкретной музыки» Лахенман исследует своими методами. Строки да Винчи разбросаны по партитуре, а слушателю предлагается воссоздать их смысл через «квази-мелодизм» пьесы. Камерные концерты пройдут в пространстве пятого цеха Завода Шпагина. Все мероприятия будут проходить со строгим соблюдением мер безопасности для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Ношение масок, соблюдение социальной дистанции и использование средств для дезинфекции рук обязательно как для участников, так и для зрителей и гостей событий.