26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.02.2019
Точки доступа: «Лючия ди Ламмермур» в культурных контекстах

В начале марта пермскую публику ждет большая оперная премьера — «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти в постановке Константиноса Контокристоса. Либретто, написанное Сальваторе Каммарано по роману Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», равно как и долгая сценическая история оперы, оставляют достаточно материала для глубоких театроведческих раскопок.
Мы же решили подойти к этой теме экстенсивно: взять самые разные, часто неожиданные точки из обширного культурного контекста и проследить их связь с тем, что будет происходить на пермской сцене. 


Выступление Плавалагуны в «Пятом элементе»

Сцена из фильма


Вероятно, самая неочевидная и вместе с тем самая прямая связь с оперой Доницетти нашлась в фантастическом блокбастере Люка Бессона 1997 года. В одном из эпизодов космическая (в прямом смысле) оперная дива Плавалагуна дает концерт в роскошном отеле на орбите планеты Флостон. 

Первым номером ее выступления становится ария «Il dolce suono», открывающая сцену сумасшествия в опере «Лючия ди Ламмермур». Фрагмент начинает звучать в классической версии, а затем срывается на бит и переходит в нечеловеческий голосовой диапазон. Как и героиня ее последней партии, Плавалагуна трагически погибает, только не от меча, а от шальной инопланетной пули.          


История Юдифи и Олоферна

1200px-Caravaggio_Judith_Beheading_Holofernes.jpg

 Караваджо. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1599 / Источник: Wikimedia


Мотив убийства на ложе любви укоренился в мировой культуре благодаря ветхозаветному сюжету о Юдифи. Согласно библейской хронике, в стремлении спасти родную Ветулию, осажденную ассирийскими войсками, молодая вдова решилась на коварный замысел, уповая на помощь Бога. Нарядившись в лучшую одежду, Юдифь в сопровождении служанки отправилась во вражеский стан. 

Там, притворившись пророчицей, она добилась встречи с ассирийским полководцем Олоферном и обнадежила его предсказанием о скором поражении иудеев. Соблазненный красотой Юдифи, Олоферн пригласил ее на пир, после чего, потеряв всякую бдительность, в опьянении уснул в своем шатре. В это время женщина обезглавила полководца и принесла кровавый трофей в город. Пришедшие в смятение ассирийцы вскоре потерпели поражение и отступили от Ветулии. 

Если Юдифь предстает хладнокровной защитницей, то Лючия — жертвой, загнанной в угол и потерявшей рассудок. Однако в обеих историях внешне слабая женщина становится источником смертельной опасности, а сильные мужчины находят погибель там, где ожидали найти наслаждение.


Линия Офелии в «Гамлете»

londra_tate_britain_05_ofelia_millais_jpg_1200_630_cover_85 копия.jpg

Джон Эверетт Милле. Офелия, 1852 / Источник: Wikimedia


«Молодая дворянка, дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета» — первая же строка на посвященной Офелии странице «Википедии» исчерпывающе объясняет печальную кончину этой героини Шекспира. Разрываемая с трех сторон волей / своеволием близких ей мужчин, Офелия становится одной из многих жертв в истории «принца датского». 

Неравнодушная к Гамлету, но принуждаемая отцом и братом отвергнуть его, Офелия мучается от несчастной любви. Эти отношения болезненно колеблются между страстью и холодностью до того момента, пока Гамлет не убивает Полония. Не в силах перенести случившееся, Офелия сходит с ума. Девушка тонет в реке, напевая строки из песен, — этому жуткому образу было суждено перекочевать в ярчайшие произведения мировой культуры.

Гибель Офелии отличается от гибели Лючии, но причины их сумасшествия сходны: обе оказываются раздавленными безысходностью, опасной игрой и трагическими ошибками тех, чьим решениям они были не в силах противиться.


Перформанс Rhythm 0

maxresdefault.jpg

Марина Абрамович. Rhythm 0, 1974 / Источник: Marina Abramivic Institute. YouTube


В своем нашумевшем перформансе Марине Абрамович удалось в хирургической точностью препарировать поведенческие нормы и нащупать пределы человеческой жестокости. По словам югославской художницы, во времена, когда жанр этой работы выглядел маргинальным, она стремилась выяснить, насколько далеко может зайти сама публика. 

Перформанс состоялся в неаполитанской галерее Studio Morra в 1974 году. Механика происходящего была чрезвычайно проста: в помещении неподвижно стояла художница, а перед ней на столе лежали 72 предмета, от пера и винограда до розы и пистолета с одной пулей. Предполагалось, что публика может делать с телом Абрамович все что угодно. 

Вначале люди подходили к ней весьма осторожно, лишь прикасаюсь к телу или поднимая вверх руки художницы. Но чем дольше продолжался перформанс, тем агрессивнее становилась реакция. Вскоре на Абрамович оказалась разорвана одежда, конечности связаны цепями, кожа исцарапана шипами. Когда кто-то из толпы вложил в руку художницы заряженный пистолет и направил дуло в сторону ее головы, галеристу пришлось вмешаться и выбросить оружие. 

По воспоминаниям Марины Абрамович, когда перформанс завершился и она начала двигаться, публика тут же разбежалась, потому что теперь «не могла столкнуться с ней лицом к лицу как с человеком». Нечто похожее происходит и с Лючией, которая служит лишь жертвой, объектом, вокруг которого сгущается несправедливость и жестокость, пока она не начинает действовать сама.


Роман «Женщина французского лейтенанта»

Трейлер фильма


Произведение английского писателя Джона Фаулза, опубликованное в 1969 году, скрывает в себе ряд постмодернистских квестов. Несмотря на внешнее соответствие реалистической традиции, роман насыщен отсылками к другим текстам и деталями разных эпох. Но, пожалуй, самая любопытная его особенность — три варианта финала.
   
Главный герой романа, Чарльз Смитсон, встречает в приморском городке Лайм-Риджис девушку по имени Сара Вудраф, которая, как выясняется, состояла в связи с заезжим французским лейтенантом, но потом оказалась брошена им. Чарльз еще не знает, что история с лейтенантом — выдумка, а знакомство с Сарой станет для него роковым. Один вариант финала предполагает женитьбу Чарльза на другой женщине, второй — брак с Сарой, третий — их расставание. 

В экранизации 1981 года с Джереми Айронсом и Мерил Стрип в главных ролях расходящийся нарратив попадает в рамку еще одной истории. По сюжету, актеры, играющие Чарльза и Сару, тоже влюбляются друг в друга. Именно этот фильм постановщики пермской «Лючии» указывают в качестве прямого референса для своей работы. Так, на сцене театра развернется судьба не только ламмермурской невесты, но и певицы, исполняющей ее роль.


«Стадия зеркала» в психоанализе 

cute-baby-mirror-daughter-adorable-1370543-pxhere.com копия.jpg

 Источник: Pxhere


Когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале, рождается его эго и образ другого. Со временем оказывается, что другим может быть не только отражение маленького ползающего человека, но и, скажем, мать — гораздо более сильная, высокая и умелая. Так между Я и «другим» появляется напряжение: стремление к идеальному состоянию, которого никогда не получится достичь. В течение жизни в позиции другого оказываются самые разные образы, напряжение растет или снижается, но не исчезает.

Так в общих чертах можно изложить суть «Стадии зеркала», впервые описанной  французским философом и психоаналитиком Жаком Лаканом в 1949 году. В пермской постановке эта метафора будет реализована не только концептуально, в наэлектризованном резонансе между судьбой певицы и ее героини, но и формально: самой сложной и масштабной сценической декорацией станет огромное зеркало-экран.


Фильм «Персона»

persona-1966-004-liv-ullmann-bibi-andersson-head-shots-00m-fiv.jpg Кадр из фильма / Источник: Ingmarbergman.se


Картина, снятая великим шведом Ингмаром Бергманом в 1966 году, открывает путь в лабиринты одиночества и извилистой коммуникации через простой сюжет со множеством скрытых болевых точек. 

Госпожа Фоглер (Лив Ульман), знаменитая актриса на пике карьеры, однажды замолкает прямо на сцене во время спектакля. В клинике полагают, что Фоглер вполне здорова, и рекомендуют ей отдохнуть на уединенном острове в сопровождении медсестры Альмы (Биби Андерсон). Однако оказавшись на острове, две женщины начинают отражать потаенные страхи и травмы друг друга... 

В самой известной и знаковой сцене фильма гениальный оператор Свен Нюквист снял лица двух героинь так, что они словно сливаются воедино в плоскости зеркала. По замыслу авторов пермской постановки, в определенный момент нечто подобное должно произойти на сцене с певицей и ее персонажем, Лючией.    


Сериал «Черное зеркало»

Трейлер эпизода 4 сезона


Британский научно-фантастический сериал от Чарли Брукера, запущенный в 2011 году и на сегодня насчитывающий 4 сезона, был удостоен 4 премий «Эмми» и привлек под свои флаги внушительную армию поклонников. 

В центре внимания каждого эпизода, не связанного напрямую с другими, передовые технологии и темные стороны человеческого сознания, которые они открывают. В недалеком будущем имплантировать в мозг врача приемник, позволяющий точно ощущать симптомы пациентов, или получить доступ к воспоминаниям любого человека несложно, но последствия таких экспериментов оказываются непредсказуемыми.

«Черные зеркала» в виде экранов устройств, которые окружают нас повсеместно уже сегодня, порой открывают те стороны жизни, о которых человек предпочел бы не рассказывать и не знать. Появится ли такая плоскость проблемы в мире пермской «Лючии ди Ламмермур», с темным сценическим пространством, огромным трансформирующимся зеркалом, элементами искусственной среды в декорациях и костюмах, мы узнаем совсем скоро.

Премьера спектакля «Лючия ди Ламмермур»: 9, 10, 12 и 13 марта 
поиск