Тексты Время чтения: 12 мин

Точки доступа: «Лючия ди Ламмермур» в культурных контекстах

Точки доступа: «Лючия ди Ламмермур» в культурных контекстах

В начале марта пермскую публику ждет большая оперная премьера — «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти в постановке Константиноса Контокристоса. Либретто, написанное Сальваторе Каммарано по роману Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», равно как и долгая сценическая история оперы, оставляют достаточно материала для глубоких театроведческих раскопок.
Мы же решили подойти к этой теме экстенсивно: взять самые разные, часто неожиданные точки из обширного культурного контекста и проследить их связь с тем, что будет происходить на пермской сцене. 


Выступление Плавалагуны в «Пятом элементе»

Сцена из фильма


Вероятно, самая неочевидная и вместе с тем самая прямая связь с оперой Доницетти нашлась в фантастическом блокбастере Люка Бессона 1997 года. В одном из эпизодов космическая (в прямом смысле) оперная дива Плавалагуна дает концерт в роскошном отеле на орбите планеты Флостон. 

Первым номером ее выступления становится ария «Il dolce suono», открывающая сцену сумасшествия в опере «Лючия ди Ламмермур». Фрагмент начинает звучать в классической версии, а затем срывается на бит и переходит в нечеловеческий голосовой диапазон. Как и героиня ее последней партии, Плавалагуна трагически погибает, только не от меча, а от шальной инопланетной пули. 

История Юдифи и Олоферна

1200px-Caravaggio_Judith_Beheading_Holofernes.jpg

 Караваджо. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1599 / Источник: Wikimedia


Мотив убийства на ложе любви укоренился в мировой культуре благодаря ветхозаветному сюжету о Юдифи. Согласно библейской хронике, в стремлении спасти родную Ветулию, осажденную ассирийскими войсками, молодая вдова решилась на коварный замысел, уповая на помощь Бога. Нарядившись в лучшую одежду, Юдифь в сопровождении служанки отправилась во вражеский стан. 

Там, притворившись пророчицей, она добилась встречи с ассирийским полководцем Олоферном и обнадежила его предсказанием о скором поражении иудеев. Соблазненный красотой Юдифи, Олоферн пригласил ее на пир, после чего, потеряв всякую бдительность, в опьянении уснул в своем шатре. В это время женщина обезглавила полководца и принесла кровавый трофей в город. Пришедшие в смятение ассирийцы вскоре потерпели поражение и отступили от Ветулии. 

Если Юдифь предстает хладнокровной защитницей, то Лючия — жертвой, загнанной в угол и потерявшей рассудок. Однако в обеих историях внешне слабая женщина становится источником смертельной опасности, а сильные мужчины находят погибель там, где ожидали найти наслаждение.

Линия Офелии в «Гамлете»

londra_tate_britain_05_ofelia_millais_jpg_1200_630_cover_85 копия.jpg

Джон Эверетт Милле. Офелия, 1852 / Источник: Wikimedia


«Молодая дворянка, дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета» — первая же строка на посвященной Офелии странице «Википедии» исчерпывающе объясняет печальную кончину этой героини Шекспира. Разрываемая с трех сторон волей / своеволием близких ей мужчин, Офелия становится одной из многих жертв в истории «принца датского». 

Неравнодушная к Гамлету, но принуждаемая отцом и братом отвергнуть его, Офелия мучается от несчастной любви. Эти отношения болезненно колеблются между страстью и холодностью до того момента, пока Гамлет не убивает Полония. Не в силах перенести случившееся, Офелия сходит с ума. Девушка тонет в реке, напевая строки из песен, — этому жуткому образу было суждено перекочевать в ярчайшие произведения мировой культуры.

Гибель Офелии отличается от гибели Лючии, но причины их сумасшествия сходны: обе оказываются раздавленными безысходностью, опасной игрой и трагическими ошибками тех, чьим решениям они были не в силах противиться.

Перформанс Rhythm 0

maxresdefault.jpg

Марина Абрамович. Rhythm 0, 1974 / Источник: Marina Abramivic Institute. YouTube


В своем нашумевшем перформансе Марине Абрамович удалось в хирургической точностью препарировать поведенческие нормы и нащупать пределы человеческой жестокости. По словам югославской художницы, во времена, когда жанр этой работы выглядел маргинальным, она стремилась выяснить, насколько далеко может зайти сама публика. 

Перформанс состоялся в неаполитанской галерее Studio Morra в 1974 году. Механика происходящего была чрезвычайно проста: в помещении неподвижно стояла художница, а перед ней на столе лежали 72 предмета, от пера и винограда до розы и пистолета с одной пулей. Предполагалось, что публика может делать с телом Абрамович все что угодно. 

Вначале люди подходили к ней весьма осторожно, лишь прикасаюсь к телу или поднимая вверх руки художницы. Но чем дольше продолжался перформанс, тем агрессивнее становилась реакция. Вскоре на Абрамович оказалась разорвана одежда, конечности связаны цепями, кожа исцарапана шипами. Когда кто-то из толпы вложил в руку художницы заряженный пистолет и направил дуло в сторону ее головы, галеристу пришлось вмешаться и выбросить оружие. 

По воспоминаниям Марины Абрамович, когда перформанс завершился и она начала двигаться, публика тут же разбежалась, потому что теперь «не могла столкнуться с ней лицом к лицу как с человеком». Нечто похожее происходит и с Лючией, которая служит лишь жертвой, объектом, вокруг которого сгущается несправедливость и жестокость, пока она не начинает действовать сама.

Роман «Женщина французского лейтенанта»

Трейлер фильма


Произведение английского писателя Джона Фаулза, опубликованное в 1969 году, скрывает в себе ряд постмодернистских квестов. Несмотря на внешнее соответствие реалистической традиции, роман насыщен отсылками к другим текстам и деталями разных эпох. Но, пожалуй, самая любопытная его особенность — три варианта финала.
 
Главный герой романа, Чарльз Смитсон, встречает в приморском городке Лайм-Риджис девушку по имени Сара Вудраф, которая, как выясняется, состояла в связи с заезжим французским лейтенантом, но потом оказалась брошена им. Чарльз еще не знает, что история с лейтенантом — выдумка, а знакомство с Сарой станет для него роковым. Один вариант финала предполагает женитьбу Чарльза на другой женщине, второй — брак с Сарой, третий — их расставание. 

В экранизации 1981 года с Джереми Айронсом и Мерил Стрип в главных ролях расходящийся нарратив попадает в рамку еще одной истории. По сюжету, актеры, играющие Чарльза и Сару, тоже влюбляются друг в друга. Именно этот фильм постановщики пермской «Лючии» указывают в качестве прямого референса для своей работы. Так, на сцене театра развернется судьба не только ламмермурской невесты, но и певицы, исполняющей ее роль.

«Стадия зеркала» в психоанализе 

cute-baby-mirror-daughter-adorable-1370543-pxhere.com копия.jpg

 Источник: Pxhere


Когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале, рождается его эго и образ другого. Со временем оказывается, что другим может быть не только отражение маленького ползающего человека, но и, скажем, мать — гораздо более сильная, высокая и умелая. Так между Я и «другим» появляется напряжение: стремление к идеальному состоянию, которого никогда не получится достичь. В течение жизни в позиции другого оказываются самые разные образы, напряжение растет или снижается, но не исчезает.

Так в общих чертах можно изложить суть «Стадии зеркала», впервые описанной французским философом и психоаналитиком Жаком Лаканом в 1949 году. В пермской постановке эта метафора будет реализована не только концептуально, в наэлектризованном резонансе между судьбой певицы и ее героини, но и формально: самой сложной и масштабной сценической декорацией станет огромное зеркало-экран.

Фильм «Персона»

persona-1966-004-liv-ullmann-bibi-andersson-head-shots-00m-fiv.jpg Кадр из фильма / Источник: Ingmarbergman.se


Картина, снятая великим шведом Ингмаром Бергманом в 1966 году, открывает путь в лабиринты одиночества и извилистой коммуникации через простой сюжет со множеством скрытых болевых точек. 

Госпожа Фоглер (Лив Ульман), знаменитая актриса на пике карьеры, однажды замолкает прямо на сцене во время спектакля. В клинике полагают, что Фоглер вполне здорова, и рекомендуют ей отдохнуть на уединенном острове в сопровождении медсестры Альмы (Биби Андерсон). Однако оказавшись на острове, две женщины начинают отражать потаенные страхи и травмы друг друга… 

В самой известной и знаковой сцене фильма гениальный оператор Свен Нюквист снял лица двух героинь так, что они словно сливаются воедино в плоскости зеркала. По замыслу авторов пермской постановки, в определенный момент нечто подобное должно произойти на сцене с певицей и ее персонажем, Лючией. 

Сериал «Черное зеркало»

Трейлер эпизода 4 сезона


Британский научно-фантастический сериал от Чарли Брукера, запущенный в 2011 году и на сегодня насчитывающий 4 сезона, был удостоен 4 премий «Эмми» и привлек под свои флаги внушительную армию поклонников. 

В центре внимания каждого эпизода, не связанного напрямую с другими, передовые технологии и темные стороны человеческого сознания, которые они открывают. В недалеком будущем имплантировать в мозг врача приемник, позволяющий точно ощущать симптомы пациентов, или получить доступ к воспоминаниям любого человека несложно, но последствия таких экспериментов оказываются непредсказуемыми.

«Черные зеркала» в виде экранов устройств, которые окружают нас повсеместно уже сегодня, порой открывают те стороны жизни, о которых человек предпочел бы не рассказывать и не знать. Появится ли такая плоскость проблемы в мире пермской «Лючии ди Ламмермур», с темным сценическим пространством, огромным трансформирующимся зеркалом, элементами искусственной среды в декорациях и костюмах, мы узнаем совсем скоро.

Премьера спектакля «Лючия ди Ламмермур»: 9, 10, 12 и 13 марта 

Главная Журнал Точки доступа: «Лючия ди Ламмермур» в культурных контекстах