24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
12.04.2018
Тридцать лет «Арабеску»: чтобы помнили
Открытия XV Открытого конкурса артистов балета и хореографов «Арабеск» в Перми ждали трепетно и радостно – так, как это бывает всегда, и вот уже на протяжении тридцати лет. Пока собираются первые впечатления от Гала, посвященного 200-летию великого русского хореографа Мариуса Петипа, и от премьеры эскизов и небольших балетов Мастерской художественного руководителя и председателя жюри «Арабеска» Владимира Васильева (в нынешнем году Мастер задал молодым хореографам сложную тему – творчество Льва Николаевича Толстого), председатель жюри прессы Сергей Коробков предлагает вспомнить то, что стало историей пермского балетного слета и определило его особый статус.

Автор фото – Эдвард Тихонов

Фото Эдварда Тихонова


С полки, где рядами теснятся материалы конкурса «Арабеск», падают на голову книги, буклеты, папки жюри прессы с оценочными листами, диски с записями утренних и вечерних просмотров… Архив сведен чуть ли не в полное собрание сочинений, какому конца-края не видно, и, конечно, он будет увеличиваться и дальше. Пермским балетным встречам – понятно – назначена счастливая судьба и начертана долгая жизнь.

Беру наугад из вороха не устоявших из-за тесноты и подхваченных на руки изданий первое же. Смотрю на обложку: «Пресс-бюллетень № 4, 27 апреля 2004 года, Россия, Пермь», открываю розового цвета книжицу на середине. Журналист Татьяна Чернова предуведомляет беседу с членом жюри Кириллом Шморгонером – блистательным артистом Пермской труппы 1960-80-х годов: «Зрительный зал – барометр конкурса. Живая реакция на выступление конкурсантов, жаркие споры в фойе, громкие или «жидкие» аплодисменты – все это атмосфера, создающая особую ауру. Равнодушных нет».

Беру на карандаш: «Арабеск – неравнодушный конкурс, атмосфера».

А вот мини-книжка в твердом переплете, название – «Буду в зеркало смотреть», автор – Татьяна Шилкова. На странице 13 посвящение – «А.М.С.» и девять поэтических строк: «Настоящих друзей немного, / Если один – это уже немало. / Это больше, чем очень много, / Это больше, чем даже октава. / Это музыка душ понимающих, / Это спасательный круг, / Это руки для всех утопающих, / Не исчезай! / Мой единственный друг!» «А.М.С.» – Арнопольский Михаил Семенович, легендарный директор пермской оперы, подхвативший инициативу любительского общества «Арабеск» и его президента Евгения Субботина и сделавший конкурс на берегах Камы крупнейшим мировым событием. Михаила Семеновича уже нет, нет и Евгения Субботина, но сколько их инициатив воплотилось в жизнь, сколько послужило образованию нынешнего художественного времени! Не счесть.

Записываю вслед за «неравнодушным конкурсом»: «Арабеск – спасательный круг».


Автор – Никита Чунтомов

Фото Никиты Чунтомова


Неутомимый Женя Субботин похож на виртуоза-аккомпаниатора: ко многим конкурсам он сотоварищи готовит свою библиотечную премьеру. Серия книг о выпускниках Пермского хореографического училища и артистах труппы Театра имени Петра Ильича Чайковского – своего рода сопроводительная энциклопедия к «Арабеску». Вот один из ее выпусков: «Роберт Уразгильдеев. “Пермь – город моей судьбы”». Роберт Уразгильдеев вспоминает Наталью Чернову, придумавшую для Перми жюри прессы и возглавлявшую его вплоть до ухода из жизни. Вспоминает ушедших Вадима Киселева и Кендзи Усуи, наших коллег. Сегодня нет и его самого, автора воспоминаний о городе своей балетной судьбы. Но мы – помним. Без них сиротливо. Еще, на 97-й странице: «Абсолютное большинство участников конкурса “Арабеск”, приезжая в Пермь, встречаются с Абатуровым Борисом Ивановичем, начальником отдела конкурсов Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, директором конкурса. В маленькой, тесной комнатке на первом этаже здания театра, заставленной двумя письменными столами, у Абатурова не кончается поток посетителей. Удивительно, что все, казалось бы, “мировые” проблемы решаются оперативно, четко и в высшей степени доброжелательно».

Бориса Абатурова на посту директора «Арабеска» сменила энергичная и деятельная Елена Завершинская, результат тот же – проблемы решаются.

Вслед за «спасательным кругом» помечаю: «”Арабеск” – оперативный и доброжелательный конкурс.

Объемистый фолиант с Екатериной Максимовой в партии Анюты на обложке сам собой раскрывается на форзаце, где надпись: «Сергею Коробкову! На память о нашем конкурсе “Арабеск”». Е. Максимова. 25.04.04. Пермь». О нашем. Через десять лет после того, как Екатерина Сергеевна надпишет мне в подарок свой мемуар, «Арабеску» присвоят ее имя.

Пишу для себя крупно: «Катя. Не забыть!!!» Чтобы «незабытым» завершить свою заметку для буклета «Арабеск – 2018».

Вот еще Максимова на обложке, 2014-й, слово Владимира Васильева: «Я очень хочу, чтобы конкурс “Арабеск”, давший путевку в жизнь молодым артистам балета, репетиторам, хореографам в предыдущие годы, не только продолжил славные традиции недалекого прошлого, но стал еще краше, сильнее в мастерстве своих участников, еще артистичнее и богаче духовно. Теперь наш конкурс носит имя Екатерины Максимовой, посвятившей свою жизнь танцу и давшей ему множество новых красок и оттенков. И, мне кажется, чем ярче будут выступления конкурсантов, тем сильнее и надежнее будет память о ней. Удачи всем Вам! Ваш Владимир Васильев». Читаю и думаю, как у этого поистине ренессансного человека получается сказать столь кратко и выразительно в нескольких строчках на отведенном под официальное приветствие формате конкурсной книжки. Как? Что тут добавить, когда все сказано об «Арабеске» как уникальном явлении мирового искусства, прописанном в Перми?

Отчеркиваю предыдущее и добавляю: «Арабеск» – путевка в жизнь, традиции и современность, жизнь – танцу, краски и оттенки, память.

Смотрю в середину получившегося столбца собственных пометок: «Катя. Не забыть!!!Она написала: «О нашем». И Васильев написал: «Теперь наш конкурс носит имя Екатерины Максимовой, посвятившей жизнь танцу…»


Автор фото – Эдвард Тихонов

Фото Марины Дмитриевой


Заканчиваю не итогом, а лесенкой, по которой «Арабеск» рос и становился настоящим «посвящением танцу»:

неравнодушный,

       спасательный,

              оперативный,

                     доброжелательный,

                            благодарный,

                                    НАШ.

Обо всем остальном скажет танец. К недоговоренному добавят чувств и эмоций те, кто в эти дни выйдет на соревновательную арену «Арабеска имени Екатерины Максимовой». Пройдет десять дней и, я уверен, они с гордостью повторят: «Наш!».

поиск