На прошлой неделе, 12 и 13 сентября, Михаил Мугинштейн провел на Заводе Шпагина две лекции о современном музыкальном театре. Отвечая на вопрос из зала, Михаил Львович, в частности, подробно рассказал о своем видении будущего нашего театра. Приводим его комментарий целиком.
«
Сегодня ситуация Пермского театра, живущего в миллионном российском городе, особая. Поэтому к ней надо отнестись так же — с особым пониманием. Буду говорить только об опере (с балетом более понятно). Уход творческого лидера неизбежно требует перестройки. Заменить Теодора Курентзиса невозможно и, следовательно, нужно менять созданную им уникальную для России театрально-фестивальную модель, так называемый «пермский феномен». Эта модель входила в известные противоречия с типичным представлением о репертуарном театре с его большой и разнообразной афишей, но эффектный выбор был сделан. Сегодня наступила другая эпоха, и выдающийся по экспрессии (но специфический для репертуарного театра) анклав на традиционной театральной карте должен мягко модулировать, интегрироваться в новую систему. Чтобы сохранить заложенный Курентзисом европейский ген в привычном для оперного человечества (не только в России) формате, нужен не просто директорский театр с творческим руководителем, а интендантский театр. Характерное для немецкоязычного пространства понятие «интендант» не только термин, но также концепция.
Могу сослаться на свой многолетний опыт общения с европейскими театрами и фестивалями. Показателен пример Баварской оперы (Мюнхен), одного из ведущих домов мира, где репертуарный театр проводит также знаменитый летний фестиваль (с 1875 года, самый старый в Европе). Похоже на Пермь? Существенная разница в том, что фестиваль — кульминация великолепного, продуманного сезона. Это полуторавековая традиция интендантского театра. Феномен в том, что интендант не только классный менеджер, управленец-организатор (юридические, экономические области и др.). Он сочетает это с главным: социально-культурный диапазон, гуманитарный охват истории и современности, знание музыки и оперы, острое ощущение вызовов времени, интуиция на базе эрудиции и др. Такой комплекс позволяет ему руководить театром как художественной институцией с командой лидеров отдельных направлений и помощников-советников, беря ответственность на себя. Также важно, что он сам не ставит (не дирижирует и не поет), и его собственные амбиции не превалируют.
Я общался с выдающимся интендантом Баварской оперы, сэром Питером Джонасом. За время правления (1993—2006) он вывел театр в мировые лидеры. Его гуманитарный масштаб, образованность оставили неизгладимое впечатление. Особенно поразила беседа, где он сказал, что эпоха 1960-х (на этих идеях он вырос) ушла, и он тоже должен уйти (что он и сделал, хотя, по мнению многих, не исчерпал себя). Это именно мышление интенданта, не очень принятое у нас. Конечно, Питер Джонас — образец (хотя и у него были неудачи). Говорю о нем столь подробно, т. к. Пермский театр вступает сейчас в неизбежную зону риска с сопутствующей ностальгией по уходящей эпохе. Нужен переход через очень сложный исторический этап (слава Богу, не переход Моисея через Красное море). Переинтонировать, переосмыслить прошлое в настоящем — задача архитрудная, заслуживающая уважения и сочувствия всех, кто предан опере.
»
Михаил Мугинштейн
автор энциклопедии «Хроника мировой оперы»,
создатель и председатель жюри Российской оперной премии Casta Diva,
председатель Экспертного совета конкурсов
на соискание Премии СТД РФ имени Б. А. Покровского,
заслуженный деятель искусств России