24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.12.2022
«Запасаться не валидолом, а терпением». Антон Гетьман и Довлет Анзароков — о постановке «Летучего голландца»

В 2023 году Пермский театр оперы и балета представит «Летучего голландца» (18+) Рихарда Вагнера в постановке режиссера Константина Богомолова, дирижера Филиппа Чижевского и художницы Ларисы Ломакиной — команды, которая уже поставила в Перми «Кармен» (18+) Бизе. Этот спектакль станет первой постановкой оперы Вагнера в постсоветской истории театра, а также, как выяснилось, первой копродукцией двух российских театров — вообще в истории. Об этом сообщили руководители театров-партнеров — директор «Новой оперы» (Москва) Антон Гетьман и генеральный директор Пермского театра оперы и балета Довлет Анзароков, которые 14 декабря встретились в Перми, чтобы обсудить детали проекта.

В чем заключается новизна вашей идеи?

Довлет Анзароков:

АЧ_5496-2-2

Довлет Анзароков, генеральный директор Пермского театра оперы и балета
Фото: пресс-служба Пермского театра оперы и балета


Как мы знаем, театральная копродукция — достаточно широко распространенное явление. В Европе она практикуется с 1990-х годов: это связано с возникновением Евросоюза, с международной интеграцией театров, экономик и культур; безусловно, связано и с необходимостью оптимизации финансовых процессов. Первая копродукция между российским и европейским театром состоялась в 2004 году — символично, что это была как раз постановка «Летучего голландца», она была осуществлена Большим театром и Баварской оперой, и Антон Александрович Гетьман, который работал тогда в Большом театре, был куратором и идеологом этого проекта.

Позже эта практика получила широкое распространение на российской сцене — в том числе и в Пермской опере. Но до сих пор совместные постановки осуществлялись исключительно между отечественными и зарубежными театрами — внутри России подобных проектов никогда не было, хотя их необходимость назревала уже давно. Антон Александрович часто выступал с идеей такого сотрудничества, говорил об этом во многих своих интервью. Его позиция заключается в том, что это одна из возможных форм борьбы с существующим в наше время кризисом в оперной индустрии.

О том, что Константин Богомолов и Филипп Чижевский будут выпускать у нас «Летучего голландца», мы впервые объявили еще в феврале этого года на традиционной пресс-конференции, на которой были представлены планы на сезон 2022/23. В начале осени Антон Александрович предложил осуществить этот проект как копродукцию с «Новой оперой» — и эта идея показалась нам, во-первых, очень лестной, а во-вторых, очень своевременной и интересной по целому ряду причин. Копродукция — это вопрос в первую очередь репутационный: в этом смысле расцениваем шаг «Новой оперы» в первую очередь как признание нашей работы — идеи, которые генерирует Пермская опера, оказываются востребованы на федеральном уровне, и это очень приятно. Если же говорить чисто прагматически, то сохранять тот уровень интенсивности, на котором мы привыкли работать, выпуская по пять-шесть премьер в год, с экономической точки зрения становится все труднее и труднее, а распределение финансовой нагрузки на два театра существенно облегчает выпуск большой оперной постановки.

Немаловажным было и желание вновь подтвердить статус Пермской оперы как театра, находящегося в постоянном поиске, в том числе, и новых для России форм театрального дела: интересно сделать то, чего до тебя не делал никто. Поэтому мы с большим удовольствием будем осуществлять этот проект вместе с «Новой оперой».

Антон Гетьман:

2CAM0879

Антон Гетьман, директор «Новой оперы» (Москва)
Фото: пресс-служба «Новой оперы»


Обо всех плюсах этой истории Довлет Чесикович рассказал довольно подробно. Проблемы оперной индустрии имеют не региональный характер, а общий — у нас тоже есть трудности с финансовыми средствами, нам тоже необходимо разнообразить репертуар качественными постановками, нам тоже необходимо продвигаться репутационно, в том числе с помощью новых моделей сотрудничества.

Пермская опера — профессиональный театр с очень высокой репутацией, работать с ним для любого театра, включая московские, — большая честь. Вкладывая общие силы, общие идеи, используя наши кадры — административные и технические, мы получаем спектакль, который будет показываться и в Перми, и в Москве.

Это будет единое художественное решение — режиссура, сценография, костюмы, а также музыкальная трактовка, но при этом работать будут два разных состава — солисты, хор и оркестр в каждом театре будут свои.

Можно ли рассматривать этот проект как продолжение истории дружбы «Новой оперы» с Пермским краем, которая сложилась еще во времена основателя театра Евгения Колобова? Или это случайное совпадение?

Антон Гетьман:

О «романе» «Новой оперы» с Пермью я, к своему стыду, узнал совсем недавно, гораздо позже, чем мы с Довлетом Чесиковичем начали обсуждать идею совместной постановки. Однако ничего случайного в этой истории нет. Я хорошо знаю Пермский театр оперы и балета, и, как мне кажется, я его хорошо чувствую. Мы совсем недавно начали профессионально общаться, и могу сказать, я чувствую театр, его парадигму, его людей, понимаю, чего они хотят. По кадровой политике, по тем спектаклям, которые я видел, по тем планам, которые я читал, вижу, что Пермский театр оперы и балета и люди, которые в нем работают, хотят что-то поменять, а я бесконечно уважаю людей, которые что-то хотят поменять. Вижу и чувствую эту энергию, и она меня очень вдохновляет.

Довлет Чесикович совершенно точно сказал, что в России нет опыта копродукции с другими российскими театрами. Мы создаем прецедент. Организационно и административно это непростая задача, хотя решаемая. Она потребует рефлекса цели, а у пермской команды рефлекс цели есть.

Когда мы сможем увидеть плоды ваших совместных трудов?

Довлет Анзароков:

Премьера «Летучего голландца» пройдет в Перми в начале апреля. Возможно, мы запланируем еще один премьерный блок в июне, но пока об этом трудно говорить наверняка: лето будет проходить под знаком празднования 300-летия Перми — с юбилеем у нас связано огромное количество планов, плюс две премьеры, плюс возможные гастроли, и не в одном направлении… С датами следующей серии показов «Голландца» мы определимся в начале следующего года, когда будем лучше понимать расписание на лето. А Антон Александрович планирует у себя премьеру в начале следующего сезона, в октябре.

Антон Гетьман:

Это будет у нас первая премьера следующего сезона. А дальше мы будем этот спектакль показывать в определенной последовательности. Декорации, костюмы, имущество спектакля будет путешествовать. Мы намерены еще до окончания текущего сезона распределить наши усилия на горизонт всего сезона 2023/24.

«Кармен» в постановке Богомолова—Чижевского—Ломакиной произвела сложное впечатление и вызвала неоднозначную реакцию. К чему готовиться зрителям «Летучего голландца»? Валидолом запасаться?

Довлет Анзароков:

Я считаю, что нет повода глотать лекарства, как его не было и в случае с «Кармен». В целом реакция экспертного сообщества на спектакль была положительной. Я подчёркиваю — в целом! Были, конечно, исключения — но было бы странно, если бы такие яркие постановки воспринимались однозначно. А что касается реакции зрителей, то к страстям, кипевшим вокруг премьеры «Кармен», я отношусь философски, поскольку не видел ни одного спектакля в своей жизни, который вызывал бы у публики только положительную реакцию. Однозначно отрицательную — да, а однозначно положительную — никогда.

Мы не можем думать о том, чтобы понравиться буквально каждому, — это просто невозможно. У каждого спектакля Пермской оперы есть в уважаемой публике как поклонники, так и противники. Мы все читаем, все слышим, стараемся анализировать и делать выводы. Но у театра есть определенная творческая стратегия, и поскольку мы реализуем ее уже не первый год, то могу сделать аккуратный вывод, что она по большей части работает.

Я часто вспоминаю слова Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра, где я проработал семь лет и многому научился, — "театр существует не для радости — это не сладкая конфета, он должен вызывать разные реакции, споры, должен будоражить людей". Мне очень близка эта мысль. Именно такую роль сыграла «Кармен» — и этим трактовка Богомолова мне очень нравится. Это спектакль, который не боится острых вещей, он неожиданный, циничный, очень изобретательный, и никого не оставляет равнодушным.

Я очень ценю Пермский край за возможность заниматься тем, что называется настоящим искусством. Так что в предвкушении премьеры запасаться надо не валидолом, а терпением.


Текст: Юлия Баталина, Новый компаньон

поиск