28 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
02 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
07 октября 2021
08 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Журнал
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Октябрь
04.06.2021
Жюль Массне (1842—1912). Краткая биография

Жюль Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в местечке Монто близ города Сент-Этьен (департамент Луара, Франция). Его отец, инженер по образованию, владел фабрикой сельскохозяйственных орудий, был дважды женат и имел восьмерых детей от первого брака и троих — от второго, в числе которых был Жюль. Мать будущего композитора любила природу и искусство, прекрасно рисовала и была хорошей пианисткой. От нее Массне унаследовал мечтательность и радушие, а от отца — упорство и организованность. 

Жюль.jpg

В начале 1848 года Массне переехали в Париж, где вскоре разразилась революция. В тот же год начались систематические занятия Жюля музыкой. В 1853-м мальчик был принят в подготовительный класс Парижской консерватории, но был вынужден оставить учебу из-за болезни отца: семья перебралась из Парижа в Шамбери, Савойя. Жюль противился отъезду и однажды сбежал обратно. Полиция его вернула — он убежал вновь, на этот раз удачно. 

Первое время Массне жил у сестры, а затем, стремясь к независимости, поселился один. Возобновив занятия в консерватории, он зарабатывал уроками сольфеджио и фортепианной техники, играл в кафе и в оркестре (на литаврах) в музыкальном театре на бульваре дю Тамль. В 1860 году его жизнь была отмечена несколькими событиями: он поступил в класс гармонии Анри Ребера, получил на консерваторском конкурсе похвальный лист первой степени, стал посещать класс органа Франсуа Бенуа, но главное — попал в класс композиции Амбруаза Тома, в лице которого он обрел покровителя и близкого друга. Следующим знаменательным годом стал 1863-й, причем радость и печаль шли в ногу: умер отец Массне, а сам Жюль (со второй попытки) одержал победу в конкурсе на Большую Римскую премию, сочинив кантату «Давид Риццио» на текст Гюстава Шуке (Римская премия присуждалась ежегодно Академией изящных искусств представителям разных видов искусств: композиторам она давала право на пятилетнюю стипендию, жизнь за границей и постановку одноактной оперы). 

Получив стипендию, Массне оказался в Риме, где его творчество получило новый импульс. К этому времени относятся его Первая сюита для оркестра (1864) и симфоническая сюита «Помпея» (1865). Молодой человек познакомился с Ференцем Листом и его ученицей — своей будущей невестой Констанцией Орри де Сент-Мари. Проехав по итальянским городам, Массне заглянул в Германию и Австро-Венгрию и вернулся в Париж в начале 1866 года. Французская столица была охвачена эпидемией холеры. Заболел и Массне, но, к счастью, несерьезно и быстро поправился. Вскоре он сочетался браком со своей возлюбленной. 

Встреча с поэтом Арманом Сильвестром принесла Массне замечательные плоды: в его стихах композитор нашел близкие ему интонации изящества и мечтательности и выразил их в нескольких циклах романсов — «Апрельская поэма» (1866), «Поэма воспоминаний» (1871), «Зимняя поэма» (1882). К 1866 году относится создание фортепианного цикла «Этюды стиля и ритмов», состоящего из десяти пьес, за который Массне получил свой первый гонорар от издателя Жиро. 

Будучи лауреатом Римской премии, Массне мог претендовать на гарантированную постановку его сочинения — так на свет появилась одноактная комическая опера «Двоюродная бабушка», премьера которой состоялась в 1867 году в Опера- Комик. Увы, партитура этого раннего произведения Массне не сохранилась: она погибла при пожаре в театре двадцать лет спустя. 

Весной 1868 года у Массне родилась дочь, и он познакомился с издателем и организатором концертов Жоржем Гартманом, который безгранично поверил в его талант, хотя творческая жизнь композитора в это время не была очевидно успешной. Во время войны 1870—1871 Массне поступил добровольцем в национальную гвардию. Этот период композитор воспринял как катастрофу для страны, многое из того, что он сочинял в те годы, осталось незавершенным. 

В 1871 году в Общедоступных концертах Падлу состоялось первое исполнение его Второй оркестровой сюиты («Венгерские сцены»), имевшей успех у зрителей и собравшей хорошую прессу. Критики отмечали, что автор мастерски сочетает силу с грациозностью, торжественность и помпезность с тонкой, мечтательной лирикой. Теплый прием получила и его сюита для оркестра «Живописные сцены» (1871). 

1873-й стал годом роста популярности Массне. Во-первых, грандиозный успех снискала оратория-опера «Мария Магдалина», где в главной партии выступила Полина Виардо со сцены парижского «Одеона». Во-вторых, яркое впечатление о себе оставила его музыка к античной трагедии Леконта де Лиля «Эринии». В-третьих, всеобщее внимание привлекла увертюра к трагедии Расина «Федра». Когда в 1875 году скончался Жорж Бизе, Массне лишился друга, но в то же время превратился в виднейшую фигуру на французской оперной сцене. 

Весной 1877 года в Парижской опере состоялась премьера первой большой оперы Массне «Король Лахорский». «Черт возьми, сколько у этих французов вкуса и шика», — написал, познакомившись с партитурой «Короля», Петр Ильич Чайковский в письме к брату Модесту. Хотя критики в адрес оперы было тоже немало, тем не менее «Король Лахорский» оставил яркий след в творчестве Массне. 

В 1878 году Жюль Массне вновь побывал в Италии: получил аудиенцию у Папы Льва XIII, был представлен королеве Маргарите, гостил у издателя Джулио Рикорди, покровителя Пуччини. Получил приглашение стать профессором контрапункта, фуги и композиции в Парижской консерватории. Был избран членом Института Франции (высшего научно-художественного учреждения, состоящего из пяти академий). 

Музыка Массне звучала и за пределами Франции: в Италии, Великобритании, России, Венгрии и т. Д Успехом у слушателей пользовались его произведения: маленький шедевр «Нарцисс» (на стихи Поля Коллена) для хора и солиста в сопровождении фортепиано (1877), цикл романсов «Любовная поэма» на слова Поля Робике, Шестая сюита для оркестра («Феерические сцены»), «Героический марш Сабади» — все 1879 года. Возвышение композитора продолжалось на государственном уровне: в 1880-м он получил, вдобавок к уже имевшимся у него красной ленточке и званию кавалера Ордена Почетного легиона, Орден Академических пальм.

Как вдруг, летом того же года, его настиг провал. В рамках исторических концертов в Парижской опере премьера его оперы «Богородица» была встречена «ледяным молчанием» публики: считается, что композитор «погорел» на религиозной лирике, которая не смогла вдохновить его так же, как обычно любовная. 

Реанимировать честолюбие композитора предстояло опере «Иродиада» по мотивам одноименной повести Флобера. Ее премьера состоялась в Брюсселе, в 1881 году, а в 1883-м она была исполнена в Гамбурге, где Массне сам дирижировал постановкой. 

Но подлинного расцвета талант композитора достиг в операх «Манон» и «Вертер». Работа над «Манон» (по мотивам романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево) началась в 1881 году, а была закончена в 1883-м. Премьера прошла в Опера- Комик в 1884-м. Успех оперы был необыкновенным. Здесь в полной мере высветились самые сильные стороны композиторского дара Массне. Прежде всего, тут царствовала любовь, нежная, мечтательная и восторженная. Были поводы волнующе сопоставить и столкнуть 21 любовь с религией, а также показать множество оттенков жанра — легкого, живого, подвижного. Наконец, сюжет призывал обратиться к милым сердцу Массне линиям и краскам изящных традиций XVIII века. 

Вторым шедевром, прославившим имя Массне, стала опера «Вертер» по мотивам романа Гёте «Страдания молодого Вертера». Судя по воспоминаниям композитора, замысел оперы возник у него после прослушивания «Парсифаля» Вагнера в 1882 году, во время поездки по Германии. Работа над «Вертером» продолжалась с 1885 по 1887 год, но премьеры пришлось ждать пять лет: спектакль планировался в Опера-Комик, но в 1887 году в театре разгорелся пожар. Только в 1892 году «Вертер» был представлен публике со сцены Венской оперы при участии знаменитого бельгийского тенора Эрнеста ван Дика Опера явила еще одну характерную черту творческого почерка Массне: чрезвычайную простоту в сочетании с совершенностью и емкостью образа. 

Известность Массне продолжала расти. Как педагог консерватории он показал себя не только первоклассным профессионалом, способным успешно обучать всем сторонам техники музыкального искусства, но и вдохновителем, отнюдь не стремящимся лепить учеников по собственному образу и подобию. Шарль Кёклен приводил в пример афоризм, выразивший требовательный принцип искусства своего наставника: «Найти — это еще ничто. Выбрать — это все». 

В 1894 году в разных театрах состоялись премьеры трех заметных опер Массне: «Таис» (по одноименному роману Анатоля Франса), «Портрет Манон» и «Наваррка» (на основе новеллы Жюля Клареси «Сигарета»). А летом 1895 года, находясь в Ницце, композитор закончил «Золушку».

Ее премьера прошла 24 мая 1899 года в Опера-Комик. Подзаголовок («Сказка фей») указывал на особый жанр произведения. Либретто было сочинено Анри Кэном по сказке Шарля Перро. До конца года сочинение выдержало полсотни представлений. В своей рецензии на «Золушку» Альфред Брюно похвалил простоту либретто, ясность формы и единство фактуры в ряде сцен, но более всего подчеркнул виртуозность композитора — «несравненную, озадачивающую, чудесную, драматическую и лирическую, вокальную и инструментальную», которая здесь «царит в качестве веселой, остроумной, занимательной хозяйки», «виртуозность порою тонкую, порою неистовую, часто опасную и, конечно, враждебную вдохновению…». Это произведение предвосхитило собой неоклассицизм импрессионистов. 

В феврале 1896-го скончался Амбруаз Тома, возглавлявший Парижскую консерваторию, и Массне предложили заменить его на посту директора. Но композитор отказался: на это решение повлияла не только его дружба с Тома, но и усталость, накопившаяся за годы преподавания. Массне оставил профессуру и уехал с семьей в горы Оверни, где он сочинил оперу «Сафо», которая в восприятии современников составила конкуренцию «Богеме» Пуччини. В 1899 году Массне купил полуразрушенный замок в Эгревиле (около Фонтенбло), отреставрировал его и дал ему имя «Летнее одиночество». Здесь композитор создал большинство своих произведений последних лет жизни. 

Одна из финальных опер Массне — «Дон Кихот» — была написана композитором в 1909 году по желанию Федора Шаляпина и с расчетом на исполнение им заглавной партии. Премьера состоялась в 1910-м в Монте-Карло с огромным успехом.

В 1911 году на страницах Echo de Paris началась публикация отрывков из «Воспоминаний» Массне (отдельной книгой они вышли в 1912-м, после смерти композитора). Жюль Массне умер 13 августа 1912 года и был похоронен в Эгревиле. Некролог о нем Клод Дебюсси закончил такими словами: «Бывают судьбы единственные в своем роде. И судьба Массне — одна из таких».


 По материалам: Кремлев Ю. Жюль Массне. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1969. 248 с.  

 

поиск