23 июня 2021
25 июня 2021
26 июня 2021
28 июня 2021
Журнал
  • Июнь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
  • Июль
04.06.2021
Жюль Массне (1842—1912). Краткая биография

Жюль Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в местечке Монто близ города Сент-Этьен (департамент Луара, Франция). Его отец, инженер по образованию, владел фабрикой сельскохозяйственных орудий, был дважды женат и имел восьмерых детей от первого брака и троих — от второго, в числе которых был Жюль. Мать будущего композитора любила природу и искусство, прекрасно рисовала и была хорошей пианисткой. От нее Массне унаследовал мечтательность и радушие, а от отца — упорство и организованность. 

Жюль.jpg

В начале 1848 года Массне переехали в Париж, где вскоре разразилась революция. В тот же год начались систематические занятия Жюля музыкой. В 1853-м мальчик был принят в подготовительный класс Парижской консерватории, но был вынужден оставить учебу из-за болезни отца: семья перебралась из Парижа в Шамбери, Савойя. Жюль противился отъезду и однажды сбежал обратно. Полиция его вернула — он убежал вновь, на этот раз удачно. 

Первое время Массне жил у сестры, а затем, стремясь к независимости, поселился один. Возобновив занятия в консерватории, он зарабатывал уроками сольфеджио и фортепианной техники, играл в кафе и в оркестре (на литаврах) в музыкальном театре на бульваре дю Тамль. В 1860 году его жизнь была отмечена несколькими событиями: он поступил в класс гармонии Анри Ребера, получил на консерваторском конкурсе похвальный лист первой степени, стал посещать класс органа Франсуа Бенуа, но главное — попал в класс композиции Амбруаза Тома, в лице которого он обрел покровителя и близкого друга. Следующим знаменательным годом стал 1863-й, причем радость и печаль шли в ногу: умер отец Массне, а сам Жюль (со второй попытки) одержал победу в конкурсе на Большую Римскую премию, сочинив кантату «Давид Риццио» на текст Гюстава Шуке (Римская премия присуждалась ежегодно Академией изящных искусств представителям разных видов искусств: композиторам она давала право на пятилетнюю стипендию, жизнь за границей и постановку одноактной оперы). 

Получив стипендию, Массне оказался в Риме, где его творчество получило новый импульс. К этому времени относятся его Первая сюита для оркестра (1864) и симфоническая сюита «Помпея» (1865). Молодой человек познакомился с Ференцем Листом и его ученицей — своей будущей невестой Констанцией Орри де Сент-Мари. Проехав по итальянским городам, Массне заглянул в Германию и Австро-Венгрию и вернулся в Париж в начале 1866 года. Французская столица была охвачена эпидемией холеры. Заболел и Массне, но, к счастью, несерьезно и быстро поправился. Вскоре он сочетался браком со своей возлюбленной. 

Встреча с поэтом Арманом Сильвестром принесла Массне замечательные плоды: в его стихах композитор нашел близкие ему интонации изящества и мечтательности и выразил их в нескольких циклах романсов — «Апрельская поэма» (1866), «Поэма воспоминаний» (1871), «Зимняя поэма» (1882). К 1866 году относится создание фортепианного цикла «Этюды стиля и ритмов», состоящего из десяти пьес, за который Массне получил свой первый гонорар от издателя Жиро. 

Будучи лауреатом Римской премии, Массне мог претендовать на гарантированную постановку его сочинения — так на свет появилась одноактная комическая опера «Двоюродная бабушка», премьера которой состоялась в 1867 году в Опера- Комик. Увы, партитура этого раннего произведения Массне не сохранилась: она погибла при пожаре в театре двадцать лет спустя. 

Весной 1868 года у Массне родилась дочь, и он познакомился с издателем и организатором концертов Жоржем Гартманом, который безгранично поверил в его талант, хотя творческая жизнь композитора в это время не была очевидно успешной. Во время войны 1870—1871 Массне поступил добровольцем в национальную гвардию. Этот период композитор воспринял как катастрофу для страны, многое из того, что он сочинял в те годы, осталось незавершенным. 

В 1871 году в Общедоступных концертах Падлу состоялось первое исполнение его Второй оркестровой сюиты («Венгерские сцены»), имевшей успех у зрителей и собравшей хорошую прессу. Критики отмечали, что автор мастерски сочетает силу с грациозностью, торжественность и помпезность с тонкой, мечтательной лирикой. Теплый прием получила и его сюита для оркестра «Живописные сцены» (1871). 

1873-й стал годом роста популярности Массне. Во-первых, грандиозный успех снискала оратория-опера «Мария Магдалина», где в главной партии выступила Полина Виардо со сцены парижского «Одеона». Во-вторых, яркое впечатление о себе оставила его музыка к античной трагедии Леконта де Лиля «Эринии». В-третьих, всеобщее внимание привлекла увертюра к трагедии Расина «Федра». Когда в 1875 году скончался Жорж Бизе, Массне лишился друга, но в то же время превратился в виднейшую фигуру на французской оперной сцене. 

Весной 1877 года в Парижской опере состоялась премьера первой большой оперы Массне «Король Лахорский». «Черт возьми, сколько у этих французов вкуса и шика», — написал, познакомившись с партитурой «Короля», Петр Ильич Чайковский в письме к брату Модесту. Хотя критики в адрес оперы было тоже немало, тем не менее «Король Лахорский» оставил яркий след в творчестве Массне. 

В 1878 году Жюль Массне вновь побывал в Италии: получил аудиенцию у Папы Льва XIII, был представлен королеве Маргарите, гостил у издателя Джулио Рикорди, покровителя Пуччини. Получил приглашение стать профессором контрапункта, фуги и композиции в Парижской консерватории. Был избран членом Института Франции (высшего научно-художественного учреждения, состоящего из пяти академий). 

Музыка Массне звучала и за пределами Франции: в Италии, Великобритании, России, Венгрии и т. Д Успехом у слушателей пользовались его произведения: маленький шедевр «Нарцисс» (на стихи Поля Коллена) для хора и солиста в сопровождении фортепиано (1877), цикл романсов «Любовная поэма» на слова Поля Робике, Шестая сюита для оркестра («Феерические сцены»), «Героический марш Сабади» — все 1879 года. Возвышение композитора продолжалось на государственном уровне: в 1880-м он получил, вдобавок к уже имевшимся у него красной ленточке и званию кавалера Ордена Почетного легиона, Орден Академических пальм.

Как вдруг, летом того же года, его настиг провал. В рамках исторических концертов в Парижской опере премьера его оперы «Богородица» была встречена «ледяным молчанием» публики: считается, что композитор «погорел» на религиозной лирике, которая не смогла вдохновить его так же, как обычно любовная. 

Реанимировать честолюбие композитора предстояло опере «Иродиада» по мотивам одноименной повести Флобера. Ее премьера состоялась в Брюсселе, в 1881 году, а в 1883-м она была исполнена в Гамбурге, где Массне сам дирижировал постановкой. 

Но подлинного расцвета талант композитора достиг в операх «Манон» и «Вертер». Работа над «Манон» (по мотивам романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево) началась в 1881 году, а была закончена в 1883-м. Премьера прошла в Опера- Комик в 1884-м. Успех оперы был необыкновенным. Здесь в полной мере высветились самые сильные стороны композиторского дара Массне. Прежде всего, тут царствовала любовь, нежная, мечтательная и восторженная. Были поводы волнующе сопоставить и столкнуть 21 любовь с религией, а также показать множество оттенков жанра — легкого, живого, подвижного. Наконец, сюжет призывал обратиться к милым сердцу Массне линиям и краскам изящных традиций XVIII века. 

Вторым шедевром, прославившим имя Массне, стала опера «Вертер» по мотивам романа Гёте «Страдания молодого Вертера». Судя по воспоминаниям композитора, замысел оперы возник у него после прослушивания «Парсифаля» Вагнера в 1882 году, во время поездки по Германии. Работа над «Вертером» продолжалась с 1885 по 1887 год, но премьеры пришлось ждать пять лет: спектакль планировался в Опера-Комик, но в 1887 году в театре разгорелся пожар. Только в 1892 году «Вертер» был представлен публике со сцены Венской оперы при участии знаменитого бельгийского тенора Эрнеста ван Дика Опера явила еще одну характерную черту творческого почерка Массне: чрезвычайную простоту в сочетании с совершенностью и емкостью образа. 

Известность Массне продолжала расти. Как педагог консерватории он показал себя не только первоклассным профессионалом, способным успешно обучать всем сторонам техники музыкального искусства, но и вдохновителем, отнюдь не стремящимся лепить учеников по собственному образу и подобию. Шарль Кёклен приводил в пример афоризм, выразивший требовательный принцип искусства своего наставника: «Найти — это еще ничто. Выбрать — это все». 

В 1894 году в разных театрах состоялись премьеры трех заметных опер Массне: «Таис» (по одноименному роману Анатоля Франса), «Портрет Манон» и «Наваррка» (на основе новеллы Жюля Клареси «Сигарета»). А летом 1895 года, находясь в Ницце, композитор закончил «Золушку».

Ее премьера прошла 24 мая 1899 года в Опера-Комик. Подзаголовок («Сказка фей») указывал на особый жанр произведения. Либретто было сочинено Анри Кэном по сказке Шарля Перро. До конца года сочинение выдержало полсотни представлений. В своей рецензии на «Золушку» Альфред Брюно похвалил простоту либретто, ясность формы и единство фактуры в ряде сцен, но более всего подчеркнул виртуозность композитора — «несравненную, озадачивающую, чудесную, драматическую и лирическую, вокальную и инструментальную», которая здесь «царит в качестве веселой, остроумной, занимательной хозяйки», «виртуозность порою тонкую, порою неистовую, часто опасную и, конечно, враждебную вдохновению…». Это произведение предвосхитило собой неоклассицизм импрессионистов. 

В феврале 1896-го скончался Амбруаз Тома, возглавлявший Парижскую консерваторию, и Массне предложили заменить его на посту директора. Но композитор отказался: на это решение повлияла не только его дружба с Тома, но и усталость, накопившаяся за годы преподавания. Массне оставил профессуру и уехал с семьей в горы Оверни, где он сочинил оперу «Сафо», которая в восприятии современников составила конкуренцию «Богеме» Пуччини. В 1899 году Массне купил полуразрушенный замок в Эгревиле (около Фонтенбло), отреставрировал его и дал ему имя «Летнее одиночество». Здесь композитор создал большинство своих произведений последних лет жизни. 

Одна из финальных опер Массне — «Дон Кихот» — была написана композитором в 1909 году по желанию Федора Шаляпина и с расчетом на исполнение им заглавной партии. Премьера состоялась в 1910-м в Монте-Карло с огромным успехом.

В 1911 году на страницах Echo de Paris началась публикация отрывков из «Воспоминаний» Массне (отдельной книгой они вышли в 1912-м, после смерти композитора). Жюль Массне умер 13 августа 1912 года и был похоронен в Эгревиле. Некролог о нем Клод Дебюсси закончил такими словами: «Бывают судьбы единственные в своем роде. И судьба Массне — одна из таких».


 По материалам: Кремлев Ю. Жюль Массне. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1969. 248 с.  

 

поиск