03 декабря 2022
Сегодня
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Декабрь
    03
  • Январь
25.10.2016
Музыкальные сезоны: Юбилей Пермского балета: дата условна, праздник настоящий

90 лет пермскому балету – такой юбилей отмечался 24 и 25 сентября двумя торжественными гала-концертами на сцене Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Впрочем, балетная труппа театра, имеющая мировую известность, к этой дате отношения не имеет.

Если люди обычно убавляют свой возраст, то событиям историческим добавить несколько десятков лет не считается зазорным. Юбилейный буклет гласит: «Датой рождения Пермского балета принято считать 2 февраля 1926 года. В этот день на сцене городского театра состоялась (или должна была состояться) премьера двухактного спектакля «Жизель» композитора Адольфа Адана в исполнении учащихся местной хореографической студии». Далее с похвальной честностью сообщается, что сведений о том, состоялся обещанный спектакль или нет, найти не удалось. Кроме того, самодеятельное творчество никогда не суммировалось с профессиональным. А профессиональная труппа в Перми появилась только после открытия в городе хореографического училища, «отпочковавшегося» от эвакуированного туда в годы Великой Отечественной войны Ленинградского хореографического училища (ныне – Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).

Условность юбилейной даты не помешала событию стать масштабным праздником для города, где любят балет. Гала-концерты начались с документального фильма «Эвакуационный роман» режиссера Бориса Караджиева. Здесь была и дань памяти, и оценка вклада ленинградцев в рождение – подлинное рождение – пермского балета. Связи же городов на Неве и Каме до сих пор неразрывны. Сейчас на посту главного балетмейстера театра – Алексей Мирошниченко, дважды выпускник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, закончивший обучение там и как исполнитель (танцевал в Мариинском театре), и как балетмейстер.

Мирошниченко молод, энергичен, целеустремлен. У него просматриваются две основные цели: сохранение классического наследия и создание новой хореографии. И в достижении обеих он преуспел.

Показанный второй акт из балета «Лебединое озеро» в редакции Мирошниченко не дал представления о концепции спектакля в целом, но позволил судить, что при бережном отношении к хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского возможен собственный взгляд.

В сцене бала Мирошниченко сгущает атмосферу чародейства. Участники сюиты характерных танцев являются свитой злого волшебника Ротбарта. Именно он, лишенный повадок хищной птицы и похожий на жестокого восточного владыку, правит танцевальной стихией. В результате жизнерадостные танцы не стали развлекательным дивертисментом, как это порой бывает в «Лебедином». В яркости праздничной энергии непостижимым образом звучит угроза, которая перерастет в агрессию толпы, наступающей на Зигфрида, нарушившего клятву верности.

Сцена пермского театра маленькая, что создает определенные трудности при постановке таких больших балетов, как «Лебединое озеро». Мирошниченко, привыкший к масштабам Мариинки, умудряется создать видимость простора и многолюдья за счет грамотного расположения актерских групп и сложных траекторий массового танца.

Завершало программу гала-концерта отделение из десятка разнообразных номеров классического наследия западной и советской хореографии. Три номера принадлежали Алексею Мирошниченко («Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова, «Я тебя не люблю» на музыку Курта Вайля и «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса). При концептуальной разности у работ есть общие черты: это дуэты, где главная тема – отношения женщины и мужчины. Есть у Мирошниченко еще одна особенность: пластика его хореографии красива, что редко можно увидеть на современной сцене.

Пермская труппа имеет своих звезд, некоторых из них знают в стране. Ведущие солисты Инна Билаш и Никита Четвериков, лауреаты многих престижных наград, обрели популярность благодаря телевизионному проекту «Большой балет». Станцованные партнеры хорошо смотрелись в хореографии Баланчина и Мирошниченко, а в партии Одиллии Билаш удивила полным отсутствием эмоций. Одиллия же у Полины Булдаковой вполне удалась: сложился образ роковой соблазнительницы, прекрасной femme fatale, и техника не подвела – девушка была единственной, кто без помарок сделал фуэте.

Звезды, безусловно, важны, но еще важнее, что есть достойные исполнители разных амплуа и крепкий кордебалет. Пермская труппа на подъеме. В прошлом сезоне прошли успешные гастроли в Петербурге, и не секрет, что петербургские зрители хотели бы увидеть спектакли пермяков снова.

Лариса Абызова | Музыкальные сезоны

поиск