Премьерный балет «Дафнис и Хлоя» в постановке Алексея Мирошниченко претендует на то, чтобы стать новым хитом Пермского театра оперы и балета. Соединив классический балет и contemporary dance, Мирошниченко создал очень чувственную, красивую и, как и подобает танцевальному спектаклю, понятную без слов историю о любви на переломе эпох. При этом спектакль получился со своеобразным пермским акцентом. Кроме того, что поставлен он на музыку Мориса Равеля, который написал партитуру по заказу «гражданина Перми» Сергея Дягилева — «Дафнис и Хлоя» вполне соответствует духу дягилевских же «Русских сезонов». Этой постановкой главный балетмейстер пермского театра, наконец, закрыл вопрос о том, по праву ли занимает место, на которое его год назад усадил теперь уже бывший худрук Георгий Исаакян.
Мало просто сказать, что премьеру «Дафниса и Хлои» в Перми ждали. К новой постановке главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Алексея Мирошниченко, год занимающего эту должность, морально готовились как к экзамену — на котором публика принимает, а хореограф отчитывается. Две предыдущие постановки Мирошниченко на пермской сцене («Ринг» на хип-хоп петербургской группы 2H Company и «Венгерские танцы» на музыку Иоганнеса Брамса) не были зачтены как «свои», местные. Во-первых, потому что представляли собой обновленные версии балетов, которые Мирошниченко ставил в Мариинке и Большом. Во-вторых, то были одноактные балеты — а пермская публика такие клеймит как «недобалеты», полагая, что в полноценном спектакле актов должно быть два.
Атмосферу накаляла еще и скандальная история увольнения предшественницы Мирошниченко — Натальи Ахмаровой. Очевидно, что бывший главный балетмейстер и тогдашний худрук театра Георгий Исаакян не смогли найти общего языка. Несогласная с решением руководства театра Наталья Ахмарова подала в суд и оспорила вердикт, добившись восстановления в должности. На фоне происходящих событий Алексей Мирошниченко вряд ли чувствовал себя спокойно. В такой ситуации он должен был идти ва-банк.
О постановке балета «Дафнис и Хлоя», признанного лучшим произведением Равеля, Алексей Мирошниченко стал думать сразу, как только переехал из Санкт-Петербурга в Пермь. Музыка эта написана по заказу Сергея Дягилева. Современная интерпретация — чем не знак уважения городу, где родился прославленный импресарио?
Первый спектакль, сыгранный сто лет назад, признали провальным: постановщик Михаил Фокин не угадал с хореографией, и артисты не смогли танцевать под сложную музыку Равеля. Алексей Мирошниченко перевернул утвердившееся представление о балете «Дафнис и Хлоя». Первым делом он отказался от сценария, в котором Дафнис и Хлоя — персонажи древнегреческой пасторали. Для него ключом к пониманию музыки и сюжета стал 1912 год — дата окончания работы Равеля над музыкальной партитурой. Примерно в это время Франция была в зените колониального влияния и переживала моду на все восточное. Не случайно в партитуре балета прочитываются ориентальные мотивы. Таким образом, Алексей Мирошниченко попробовал разгадать время, которое зашифровал в своей музыке французский композитор.
Действие помещено в тот самый 1912 год, в одну из французских колоний в Северной Африке. Рядовой французского легиона Дафнис (партию которого в разных составах танцуют Герман Стариков и Денис Толмазов) влюбляется в русскую балерину Хлою (в исполнении заслуженной артистки России Натальи Моисеевой и Ляйсан Гизатуллиной), видение о которой минувшей ночью принес ему во сне бог любви Эрот. Балерина отвечает солдату взаимностью, хотя у нее и есть богатый не по французским меркам ухажер Бриаксис. Сохранить и укрепить чувства влюбленных непросто: им всячески мешают коварные любовницы, коррумпированные армейские власти — но заправляющий всем в этой жаркой пустыне Эрот подстраивает хэппи-энд.
В первые премьерные дни артистам, как и их героям, приходится непросто. Алексей Мирошниченко придумал технически сложный хореографический рисунок, в котором классические формы переплетены с contemporary dance. Вертикальные движения соседствуют с горизонтальными — партии с прыжками, арабесками, фуэте сменяются пластикой со смещенным центром. В этом рисунке раскрылся весь до сих пор накапливавшийся опыт хореографа. За плечами у Мирошниченко работа в Мариинском театре, преподавательская деятельность в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, серийные постановки в Москве и Новосибирске. В 2004 году в Мариинке он курировал выпуск балетов Уильяма Форсайта — балетмейстера, определившего в XX веке вектор развития современного балета. А в 2005 году участвовал в проекте для иностранных хореографов по приглашению New York City Ballet.
Экс-худрук, а ныне главный режиссер театра Георгий Исаакян балетную премьеру приветствовал горячо, уверенно заявив, что вместе с этим спектаклем появилось и новое хореографическое имя. Исаакян отметил почерк Мирошниченко, его умение тонко слышать музыку и воплощать ее в танце. Единодушие царит и в выпускающей команде премьеры. Художник из Санкт-Петербурга Татьяна Ногинова, автор воздушных, как безе, костюмов «Дафниса и Хлои» работает с Мирошниченко уже во второй раз (сначала были «Венгерские танцы»). Сценограф спектакля Эрнст Гейдебрехт, всего двумя средствами (софитами и невесомым покрывалом) создавший мир, где переплетаются реальное и ирреальное, признался, что рад был поработать с человеком, который так легко сочетает традиционность и современность. Музыкальный руководитель постановки, дирижер Валерий Платонов отметил смелость постановщика, взявшегося за новаторскую трактовку балета Равеля. А хормейстер Дмитрий Батин утвердился в том, что «Дафнис и Хлоя» — одна из сложнейших хоровых партитур в мире.
Спектакль смотрится на одном дыхании и обрывается тогда, когда наступает усиленное хором крещендо. Со временем должно стать еще лучше — когда артисты «обкатают» спектакль. Пока же некоторые поддержки даются им с трудом: видимо, тому виной недостаток опыта работы труппы с современной хореографией, все-таки большая часть балетного репертуара пермского театра — классика. Впрочем, это дело времени, тем более что, как заявил главный балетмейстер театра, этот