27 апреля 2024
Сегодня
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    27
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.06.2017
Ведомости: Теодор Курентзис исполнил в Москве Реквием Моцарта

Этим летом по приглашению прогрессивного интенданта Маркуса Хинтерхойзера оркестр и хор MusicAeterna, приписанные к Пермскому театру оперы и балета, выступят на Зальцбургском фестивале. Теодор Курентзис продирижирует постановкой оперы «Милосердие Тита» и Реквиемом Моцарта, Первой симфонией Малера и Скрипичным концертом Берга. Эти программы услышала и российская публика. Оперу, как и программу Малера/Берга, обкатали в Перми, теперь вот Реквием – в Москве.

На сей раз это был не ночной, а обычный дневной концерт всего в одном отделении – правда, потом в фойе еще спели музыку монашки Хильдегарды. Духовное послание было подчеркнуто туалетами: оркестр и хор были одеты в рясы, и только солистам разрешили светский дресс-код.

Реквием Моцарта был сыгран строго аутентично, в оркестре стоял портативный орган, по которому – в отсутствие в партитуре гобоя – настроили все инструменты. В руках у музыкантов были старинные фаготы и бассетгорны, натуральные трубы, даже литавры – маленькие, оснащенные жесткими палочками, – играли звуком моцартовских времен.

Сходную стилистику демонстрировал хор, особенно группа сопрано, из уст которой вылетали протянутые, почти лишенные вибрации звуки. Более обычным образом, хотя приятно, чисто и мило, пели солисты – петербургское сопрано Елизавета Свешникова, меццо-сопрано Наталия Ляскова, представлявшая Пермский театр, американский тенор Томас Кули и французский бас Эдвин Кроссли-Мерсер.

Курентзис провел Реквием в своей узнаваемой манере, чередуя энергичные быстрые части, где подчеркнул акценты, с медленными эпизодами, погружающими в прострацию. Как ни парадоксально, великолепное качество исполнения, отделка деталей да и вся удивительно свежо сыгранная знакомая музыка оставили мало места для молитвенных настроений – преобладали радость открытия и восторг.

После «Лакримозы» был спет краткий недописанный Моцартом «Амен», а в процессе «Бенедиктуса» женский хор вдруг запел на русском языке – прозвучал наивный и прелестный духовный стих. Это оказалась «Осанна» Сергея Загния, взятая из проекта 2008 г., когда современные композиторы по заказу Курентзиса дополнили половину Реквиема, законченную Моцартом, собственными композициями. Русская «Осанна» почти не выбилась из стиля и, немножко посмешив, не нарушила стройности целого. Правда, для большинства непосвященных происхождение вставного номера осталось загадкой – ни со сцены, ни со страниц буклета ничего не объяснили. В Зальцбург русская «Осанна» тоже не поедет, там ее не оценят – в отличие от нас, которым понравилась песенка о Моцарте, черном человеке и том самом Реквиеме, который, как верят в народе, Моцарт сочинял самому себе.

Петр Поспелов | Ведомости

поиск