Время чтения: 4 мин

Куклы японского театра Бурнаку играют в пермской премьере «Мадам Баттерфляй» наравне с актерами

В Пермском академическом театре оперы и балета дали в воскресенье премьерный спектакль оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини /»Чио-Чио-сан»/. Режиссер- дебютант Денис Радченко частично перенес действие в сны главной героини. Раскрыть авторский замысел актерам-людям на сцене помогают куклы.

Возможно, чтоб разобраться в отношениях персонажей и оценить новую интригу бессмертного сюжета, пермским зрителям понадобится не один поход в оперу. Действие из Японии рубежа XIX-XX веков перенесено в Нью-Йорк времен «сухого закона». Между первым и вторым действием в трактовке постановщика Дениса Радченко проходит не три года, а одна ночь. Увлекающийся незрелый повеса, соблазнитель Франклин Пинкертон /партию исполняют Виктор Компанеев, Павел Брагин, Игорь Манаширов/ — не бравый флотский офицер, как в оригинальном либретто, а рядовой клерк, уже женатый. Он приходит в салон «Нагасаки» развеяться и в экзотическом шоу играет роль моряка. Отдохнув, он уходит, а Чио-Чио-сан /Наталья Князева, Ирина Крикунова/ остается наедине со взбудораженными чувствами.

То, что у нее рождается от Пинкертона ребенок, ей снится в кошмарах. Так же и суд над ним, в третьем действии, героине тоже снится. Немалую часть действия взяли на себя куклы японского театра Бурнаку — одна, символизирующая ребенка Пинкертона и Баттерфляй, две другие — изображающие «вторые я» главных персонажей. Словом, куклы играют тут наравне с людьми, разве что не поют.

Спектакль звучит при этом на языке самого Пуччини — по-итальянски, поется либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. Спектакль получился красивым костюмным действием со всем японским колоритом. Постановщики сами выражали восхищение костюмами работы Петра Окунева и Ольги Шаишмелашвили /оба Санкт-Петербург/.

«Мы рассматривали спектакль как рассказ о любви, связанных с нею иллюзиях и о плате за этот самообман, — сообщил корреспонденту ТАСС режиссер Денис Радченко. — Пинкертон пришел развлечься и утром исчез. Дальше началось переживание женщиной разбуженных чувств. Причем главная героиня нашей истории — актриса. Театр и жизнь — какой из этих миров более реален и какой иллюзорен? Где граница между этими мирами для Баттерфляй? Что может случиться, если переступить границу?»

«Мадам Баттерфляй» — одна из самых сложных опер для вокалистов, — сказал музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Белоруссии Александр Анисимов. — Поставивший ее театр имеет основания гордиться».

Опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» впервые была сыграна на сцене знаменитой миланской «Ла Скалы» в 1904 году. С тех пор это одна из самых популярных мировых опер. Только в Пермском театре это третья премьера «Чио-Чио-сан» за последние сорок лет. Причем для дирижера Анисимова — вторая; он участвовал в предыдущей постановке пуччиниевского шедевра в Перми в 1991 году.

Денис Радченко называет свою постановку «Баттерфляй» на пермской сцене своей первой серьезной работой в опере. Ранее, работая в Оренбургском театре музыкальной комедии, поставил несколько детских спектаклей и водевилей /например, «Женитьбу гусара»/. Радченко — дважды выпускник РАТИ /ГИТИСа/, актерского факультета и кафедры режиссуры музыкального театра /мастерская Георгия Исаакяна — главного режиссера Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.

Источник

Главная Журнал Пресса Куклы японского театра Бурнаку играют в пермской премьере «Мадам Баттерфляй» наравне с актерами