Время чтения: 9 мин

Новая опера

К своим обязанностям приступил новый художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета, дирижер Теодор Курентзис. Это мировая звезда, и для перечисления его званий, проектов, постановок, программ и выступлений на престижных фестивалях не хватит газетной полосы.

Мягкая посадка. Представляли нового худрука министр культуры края Николай Новичков и зампред правительства края Борис Мильграм. С новым художественным руководителем, а точнее, с его мировым именем культурные чиновники прежде всего связывают возможность реализации проекта «Пермь — культурная столица Европы».

«Наши амбиции глобальны, — отметил Николай Новичков, министр культуры Пермского края. — И приход Теодора Курентзиса может стать серьезным шажком по внесению Перми на культурную карту мира».

По условиям контракта, заключенного с Теодором Курентзисом, вслед за ним из Новосибирска переезжает и его оркестр «MusicAeterna», в котором сейчас работает 45 человек. В течение ближайших месяцев оркестр будет доукомплектован до 80 человек, при этом часть музыкантов приедет из Москвы и Санкт-Петербурга, а часть из Франции, Германии и Нидерландов. Все музыканты будут жить в Перми, для тех, кто уже приехал, театр снимает квартиры. Вслед за оркестром из Новосибирска в Пермь должен выехать и хор в составе 40 человек.

На одной кухне. Как разместятся два оркестра и два хора в одном театре? Директор театра Анатолий Пичкалев, отвечая на этот вопрос, рассказал, что театру переданы помещение Дома радио, который располагается на территории телекомпании «Т7» на улице Технической. В здании Дома радио имеется хорошая студия, сейчас она по назначению не используется. После ремонта Дом радио станет полноценной репетиционной площадкой. Большие планы театр связывает и со студией звукозаписи, планируя записывать выступления оркестра. Кроме того, Анатолий Пичкалев напомнил, что после реконструкции у театра появится вторая сцена, и тогда всем хватит места, но будет это только в 2015 году.

Смена декораций. Впрочем, вопрос о помещении для двух оркестров и двух хоров, возможно отпадет сам по себе. Дело в том, что Пермский театр оперы и балета будет переведен в формат stagione.

В этом формате работают в основном все западные театры, и их работа очень отличается от исторически сложившегося русского репертуарного театра.

В репертуаре нашего театра достаточно много спектаклей, и каждый вечер идет один из них. В формате stagione театр осуществляет несколько постановок в год, при этом спектакль идет три дня подряд, затем идут репетиции, гастроли, и через какое-то время снова три дня подряд идет спектакль (новый или этот же). Сам Теодор Курентзис является сторонником этой системы, объясняя, что не может оркестр сегодня играть Моцарта, а завтра Чайковского. Без перерыва на репетиционный период обязательно страдает качество музыкального исполнения, а это недопустимо, ведь теперь в спектаклях Пермского оперного театра будут выступать ведущие звезды мировой сцены. Стоит отметить, что Новосибирский театр оперы и балета, в котором Теодор Курентзис 7 лет работал главным дирижером, так и не перешел в формат stagione, оставшись репертуарным театром.

Директор театра Анатолий Пичкалев пояснил, что с Теодором Курентзисом достигнута договоренность, что пока театр будет продолжать работу в прежнем режиме и ни один спектакль не будет списан без замены на другой спектакль.

Как рассказал Теодор Курентзис, для него очень важно и качество звучания голосов солистов. «Ежедневно мне приходит по 40 SMS от певцов со всего мира. Они просят меня позаниматься с ними, и они счастливы, когда я уделяю им внимание», — рассказал новый художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. Свое отношение к подготовке пермских певцов Теодор Курентзис высказал в интервью, которое на днях он дал порталу openspace. ru: «Я намерен заниматься с местными певцами. И вырастить их. Это моя работа в принципе. Ими просто никто не занимался».

Говоря о Пермском оперном театре, Теодор Курентзис особо не церемонился и при определении того, с чем ему предстоит здесь бороться, употреблял выражения «халтура», «рутина», «болото».

Пожалуй, только пермский балет он не подверг критике, но отметил, что и его необходимо развивать дальше, чтобы продвигать в Европу. Но как именно он собрался работать с балетом, который и без того почти все время проводит в зарубежных гастролях, осталось неясно. Скорее всего, речь идет о переводе балетных спектаклей в западный формат. Русский полноценный вариант балета, идущего 1,5 часа, западный зритель не воспринимает — начинает скучать, там приняты короткие — до 40 минут — балетные постановки.

Мечты и планы. По словам Теодора Курентзиса, полным ходом идут переговоры с самыми известными режиссерами и певцами. Уже есть договоренность, что в этом году режиссер Теодор Терзопулос поставит оперу Курляндского «Ноферату», над этим спектаклем будет работать знаменитый инсталлятор Янис Кунелис. Намечено, что с мадридским театром Real (который уже участвовал в совместных проектах с новосибирским театром) будет осуществлена постановка на условиях копродукции.

В следующем году Филипп Химмельман поставит в Пермском оперном театре «Свадьбу Фигаро». С этим режиссером Теодор Курентзис уже поставил спектакль «Так поступают все женщины», показанный на только что закончившемся Баден-Баденском зимнем фестивале. В Перми этот спектакль будет показан осенью. Как рассказал Теодор Курентзис, он собирается собрать всю трилогию Моцарта — «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан». Но это дело будущего, а самое ближайшее и первое выступление Теодора Курентзиса в Перми состоится 10 февраля. Под управлением маэстро оркестр Пермского театра оперы и балета «MusicAeterna» исполнит две последние симфонии Моцарта: Соль минор? 40 и До мажор? 41. После выступления в Перми оркестр «MusicAeterna» отправится с этой программой в Амстердам и Вену.

Комментарии:

Теодор Курентзис:

(О Москве) — Этот город похож на большой муравейник, где, не переставая, кипит какая-то работа. Это что-то наподобие завода, не прекращающегося ни на минуту производства смыслов и идей. Пермский оперный театр я хочу превратить в полную противоположность данному положению вещей. Здесь разместится лаборатория ручных работ, кредо которой — кропотливость, индивидуальный подход и эксклюзивность.

(отвечая на вопрос, можно ли его назвать легионером в спортивном смысле этого слова) — Если вам нравится это определение, то пожалуйста. В таком случае добавлю: меня приглашали «играть» в мадридский «Реал», а я приехал в Пермь.

(о репертуарных театрах) – Пусть это прозвучит грубо, но халтура — главная болезнь репертуарных площадок. Между тем мы должны получить максимум от каждого музыканта. Зрителей должны привлекать не декорации, а понимание того, что каждый воплощенный в жизнь спектакль — событие. Наша задача в том и состоит, чтобы обострить это понимание. Меньше нафталина, больше кислорода, я исхожу из этого.

(о возможной репертуарной политике) — Мы не станем сосредотачиваться на одной классике. Безусловно, часть репертуарного пространства будет посвящена современности. Ведь не исключено, что нынешние исполнители — это будущие классики.

Борис Мильграм:

(о перспективах) — Создание второго действующего оркестра в рамках оперного театра как будто предъявляет новые требования не только к площадке, на которой он выступает, но и к городу. И мы должны соответствовать этим требованиям. Мне кажется, что пришло время задуматься над созданием пермской консерватории. Эта задача такая же сложная, как получение Пермью статуса культурной столицы. Но это не значит, что она невыполнима.

Источник