«Видеть музыку» можно было на сцене Пермского театра оперы и балета. Проект с таким необычным названием объединил четыре коротких абстрактных спектакля, поставленных молодыми иностранными балетмейстерами. Англичанин Даглас Ли, итальянец Лука Веджетти, испанец Каэтано Сото представляют новое поколение хореографов, практически неизвестных в России, но очень востребованных на Западе. Они активно сотрудничают с «Нью-Йорк Сити Балле», ставят для Шведского королевского балета, работают в лондонском «Ковент-Гарден». Теперь их новаторские постановки обрели поклонников и в Перми. Рассказывают «Новости культуры».
Вместо словесных наставлений темпераментный испанец Каэтано Сото старается еще раз подбодрить танцовщиков, чтобы через пару минут они передали эту энергетику зрителям.
«Неровности» — одноактная миниатюра, которая увидела свет в США меньше года назад. В ней испанец отразил личные переживания. Второй мини-балет «Рутина» — ироничная зарисовка про обыденную жизнь, которая так часто проходит в поисках всяких мелочей, например, второго носка, как говорит сам хореограф.
«Эти балеты — две стороны моего восприятия мира. Думаю, что и мир так же воспринимает меня», — говорит Каэтано Сото.
Балет «Воспоминание» Дагласа Ли — это мировая премьера. Постановщик уверяет, что в нем никаких личных переживаний, как, впрочем, и сюжета. Философские размышления на отвлеченные темы — основная особенность современных западных хореографов.
«Гэвин Брайерс — один из любимых композиторов. Но я всегда хотел, чтобы его музыка звучала в живом исполнении. Когда получил приглашение в Пермь, узнал, что здесь есть оркестр, я понял, что это мой шанс», — поясняет Даглас Ли.
«Медитация на темы насилия» — еще одна премьера. В основе замысла итальянского хореографа Луки Веджетти — увлечение творчеством режиссера экспериментального кино Майи Дерен. Ее фильмы в жанре психодрамы — это исследование природы сна, поэзии и современного танца.
Четыре мини-балета сложились в программу современной хореографии, которая называется «Видеть музыку». Это цитата из Джорджа Баланчина.
«Музыка и хореография должны быть настолько взаимозависимы, одно без другого не может существовать», — заверяет главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко.
Пермские танцовщики работали много. Непривычная пластика заставила открыть новые возможности своего тела и даже иначе взглянуть на понятие дуэта.
«Я научилась даже слышать, когда по вздоху нужно вступить», — признается солистка Пермсого балета Наталья Домрачева.
Три хореографа, сами действующие танцовщики, которые, несмотря на молодость, уже известны в мире балета. Их постановки украшают репертуар театров Старого и Нового света. Для каждого из них работа в Перми стала первой встречей с русскими артистами, а для пермских танцовщиков знакомство с новаторской зарубежной хореографией оказалось бесценным опытом. В этом направлении они хотели бы работать и в дальнейшем.