24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
07.06.2011
Коммерсант: "Мадридская публика похожа на московскую"

Жерар Мортье о своих видах на российскую сцену

Москву посетил один из ключевых деятелей современного оперного театра — Жерар Мортье, теперешний генеральный директор мадридского Teatro Real, в прошлом директор брюссельского театра La Monnaie (1981-1992) и парижской Оперы (2004-2009), а также интендант Зальцбургского фестиваля (1991-2001). О своих планах относительно Большого театра, русской оперы и российских артистов ЖЕРАР МОРТЬЕ рассказал СЕРГЕЮ ХОДНЕВУ.

— Правильно ли я понимаю, что Teatro Real собирается планомерно сотрудничать с Большим?

— Ну это скорее продолжение моего собственного сотрудничества с Большим театром, которое началось в 2006-м, когда я увидел "Евгения Онегина" в постановке Дмитрия Чернякова. Я устроил гастроли этого спектакля в Париже, а потом и в Мадриде, в свой первый сезон там. И тогда господин Иксанов спросил меня, нельзя ли было бы привезти Teatro Real на гастроли в Москву. Что, конечно, большая честь, потому что Real вообще никогда прежде не ездил на гастроли. Я тогда сказал, что буду готов только в том случае, если Teatro Real сможет привезти что-то по-настоящему достойное.

— И что же вы сочли достойным в результате?

— Мне показалось, что после "Воццека", которого ставил Большой, будет интересно показать в Москве еще одну замечательную вещь, которая в Москве никогда не ставилась, хотя это произведение близкое по времени к "Воццеку" и тоже очень важное для музыки ХХ века. Это "Возвышение и падение города Махагони" Курта Вайля. Так что в сентябре мы дадим несколько представлений этой оперы в Москве, причем я хочу, чтобы дирижировал Теодор Курентзис,— думаю, у него должна прекрасно получиться эта партитура.

— А что в дальнейших планах?

— Очевидно, копродукция, хотя мы еще не определились насчет названия. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы это была русская опера,— мы говорили, например, о "Пиковой даме". Но в любом случае есть немало русских артистов, с которыми я обязательно продолжу сотрудничать. Один из самых важных, пожалуй, Черняков. Teatro Real покажет "Макбета", которого он ставил в Париже, и "Дон Жуана", который шел в Экс-ан-Провансе и здесь, в Большом. И кроме того, будет еще одна новая постановка — "Троянцы" Берлиоза, которые будут открывать сезон в 2014 году. Может быть, потом мы ее представим и в Большом.

— Вы будете приглашать Теодора Курентзиса в Мадрид?

— Безусловно. В следующем сезоне у нас запланирована "Иоланта" Чайковского, соединенная с "Персефоной" Стравинского. Курентзис будет дирижировать, а режиссером будет Питер Селларс. Мне вообще хотелось бы, чтобы они регулярно работали вместе. Например, Курентзис будет участвовать в "Тристане и Изольде", которых мы будем показывать в Мадриде,— это известная постановка, которую делали Селларс и Билл Виола. Ну и на будущее у нас много совместных замыслов, в том числе и с участием оперного театра в Перми.

— Как бы то ни было, к моменту вашего прихода Teatro Real, скажем так, был не в первом эшелоне среди европейских театров...

— ...Я вам больше скажу, на самом деле это чрезвычайно молодой театр, потому что он фактически существует с 1997 года. И он, конечно, был на периферии, да.

— Так почему вы согласились работать именно там?

— Ну у меня были разные планы. Изначально я, как вы, может быть, знаете, собирался идти работать в New York City Opera. И три месяца вел переговоры, зная, что мне предлагается бюджет в четыре раза меньший, чем в Metropolitan Opera, и при этом они хотели стать серьезными конкурентами для Met. Но когда и этот бюджет мне урезали вдвое, я сказал: "Нет, спасибо". Я хотел работать и в Берлине, в Staatsoper. Но тут уж я понимал, что Баренбойм будет протестовать против моего назначения.

— Почему, кстати?

— Он же знает, что если бы я был директором, то у меня были бы, скажем так, некоторые вопросы к нему. Например, по поводу того, что он, музыкальный руководитель Staatsoper, выпускает больше спектаклей в La Scala. А потом тамошние спектакли привозит в Берлин... Возвращаясь к Мадриду — конечно, там не очень просто, там скорее консервативная публика (может быть, похожая на московскую) и в среднем не очень молодая по моим меркам. Но все-таки я замечаю подвижки — в том, что молодежи становится больше, к примеру. И потом там на самом деле неплохие возможности. Сейчас эту сумму немножко урезали, но, когда я подписывал контракт, там шла речь о таком же бюджете, какой у меня был в Париже. То есть потенциал для того, чтобы превратить Teatro Real в современный театр с сочувствующей передовой публикой, есть. А мне очень нравится работать над такого рода переменами.

— И какова же ваша стратегия?

— Приходится много трудиться, над музыкальным качеством прежде всего. Надо будет поменять состав оркестра, я уже совершенно поменял хор — теперь он отличный, лучше, чем в La Scala, я считаю. У нас не будет одного музыкального руководителя, но будет несколько хороших дирижеров, которые станут регулярно работать с театром,— Семен Бычков, Хартмут Хенхен, Сильвен Камбрелен, Томас Хенгельброк. Плюс Риккардо Мути и Саймон Рэттл — хотя бы ради статуса. Затем, конечно, режиссеры: Черняков, Селларс, Кристоф Марталер, Кшиштоф Варликовский, Михаэль Ханеке. Есть еще несколько специальных проектов — например, современная опера, которую вместе сделали поп-певец Энтони и художница Марина Абрамович. Посмотрим, насколько мадридская публика ко всему этому окажется готовой. Но я могу точно сказать, что у "Махагони" Вайля — условно говоря, "сложной" постановки — был громадный успех.

Источник

 

поиск