19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
28.09.2011
Коммерсант: Новое слово о Моцарте в Перми

Теодор Курентзис представил свою первую сценическую премьеру в Пермском театре оперы и балета — "Так поступают все женщины" ("Cosi fan tutte") Моцарта. Под аккомпанемент оркестра MusicAeterna в сделанном немецкой постановочной командой спектакле прекрасно себя показали и моцартовские голоса с европейским реноме, и местные солисты. Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

В Перми по-прежнему есть те, кто если и не прямо ждет от Теодора Курентзиса дурного, то относятся с опаской — как к еще одному варягу-культуртрегеру (а ну как развалит труппу, попользуется театром в своих волюнтаристских целях, да и бросит его). Сейчас на поверхность эта нервозность прорвалась разве что в тот момент, когда громадную афишу, украшавшую фасад театра, все-таки пришлось убрать: по официальной версии, как несогласованную с администрацией, по неофициальной — как оскорбившую чье-то болезненное нравственное чувство своей гривуазностью. На афише (как и на спокойно висящих по городу билбордах) при этом красовался фрагмент картины Буше с пышными юбками, кокетливо поднявшимися над обтянутой чулком ножкой. Что может быть безнравственнее?

Буше между тем тут кстати, потому что на сцене царит спокойная, благополучная, с хорошим классом сделанная и изящная костюмность. Моцартовская эпоха, фижмы и парики — есть, неаполитанское небо, виднеющееся в проемах,— есть, бутафорские усы и "албанские" наряды переодевшихся Гульельмо и Феррандо — есть. Первое лицо здесь — скорее художник Штефан Дитрих (четыре года назад оформлявший барочного "Бориса Годунова" Иоганна Маттезона), придумавший для "Cosi" единый декорационный сет и костюмы. Приглашенный в режиссеры Маттиас Ремус просто устроил так, чтобы певцы без натуги отыгрывали все ремарки либретто и выглядели естественно в те многочисленные моменты, когда петь им приходится стоя на авансцене лицом в зал. Получилось что-то вроде компромисса между игрой в театр XVIII века с его условностью и игрой в жизнь XVIII века, хотя бы ту ее часть, которая нам известна по французской прозе от Кребийона-сына до Шодерло де Лакло. Из разряда вольностей разве что первая сцена, хотя так эта вольность выглядит важной, поскольку разбавляет немного женоненавистническую назидательность либретто. Свое пари с Доном Альфонсо относительно верности собственных невест молодые люди заключают, судя по всему, не в нейтральном кафе, а в публичном доме,— если женщины податливы и ветрены, то мужчины-то, мол, еще хлеще.

Буквально все, чего только могло при такой диспозиции недоставать (убеждающую остроту положений, иронично, но совсем не ходульно поданные психологические нюансы и так далее), дорисовывала музыка. Здесь есть с чем сравнивать, даже если брать прошлые моцартовские опыты Теодора Курентзиса: в сопоставлении с московским концертным исполнением "Cosi" в 2006 году теперешняя трактовка выглядит, безусловно, более монолитной, зрелой и содержательной. Вплоть до того, чтобы позабыть о том, что дело происходит вообще-то говоря в Перми, и увидеть в ней новое слово по гамбургскому счету — даже при том, что в смысле аутентичных прочтений Моцарта ей, говоря мягко, есть с кем конкурировать.

Помимо вдохновения и эрудированности, это еще и очень перфекционистский продукт. Малейшие оттенки динамики, темпы, баланс — все это сто раз обдумано и отмерено, хотя, наверное, об этой рациональной стороне не каждый сразу и подумает: здесь даже речитативы, технически зовущиеся "сухими" (secco), благодаря импровизациям сидящего за хаммерклавиром Джори Виникура и живой разговорной ритмике в сухости уж никак не упрекнешь. Все духовики выписаны из европейских оркестров "старинного" профиля, а вот за пультами струнных стоят музыканты MusicAeterna — именно что стоят, чтобы ничто не мешало всем корпусом помогать движению барочного смычка. Да и работе с каждым из вокалистов дирижер, кажется, уделял чуть ли не больше времени, чем режиссер. Это слышно в ансамблях, но и в индивидуальных ариях тоже, в "химии", возникающей между солистом и оркестром. Тут сразу нужно сказать, что в смысле качества не возникало ощущения категорического разрыва между первым составом и вторым, где удачно выступила в роли Деспины пермская солистка Наталья Кириллова (тем более что приглашенный из Мариинского театра тенор Станислав Леонтьев прекрасно пел Феррандо в обоих составах). Но на стороне премьерного состава был, безусловно, перевес guest stars: Гульельмо пел американский баритон Бретт Полегато, Дорабеллу — шведское меццо Мария Форсстрем, Альфонса — немец Тобиас Берндт, а Деспину задорно спела и сыграла Анна Касьян, француженка со сложными закавказскими корнями. Впрочем, дирижеру интереснее всего было с любимейшей его артисткой — Симоной Кермес, знаменитым эксцентриком барочного вокала, которая была Фьордилиджи в премьерном составе. В их контакте захватывало все: и то, как дирижер лелеял нежнейшие пиано солистки, и то, как она сама заходилась на сцене в своих фирменных панковских коленцах — и притом, что удивительно, как будто бы и не выпадала в этот момент из образа.

Источник

поиск