24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
31.01.2012
Новый Компаньон: Два часа сплошного Рахманинова

Известно, что у художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса взаимоотношения с русской музыкой непростые. Из наших соотечественников ему близок Шостакович, позволяющий выдать на концерте фирменный драйв, а вот Чайковский и Рахманинов — авторы, к творчеству которых MusicAeterna обращается нечасто. Поэтому программа, подготовленная курентзисовским оркестром под руководством главного дирижёра театра Валерия Платонова, стала для MusicAeterna «проверкой на гибкость».

В первом отделении большого двухчасового концерта, состоявшего сплошь из произведений Сергея Рахманинова, у зрителей возникло подозрение, что эксперимент не вполне удался: симфоническая поэма «Князь Ростислав» оркестру явно не давалась. Там, где нужно было играть с величавой монаршей сдержанностью, привыкший к бешеным курентзисовским темпам коллектив выдавал вялую тягомотину. Да и со знаменитой синхронностью исполнения вышла промашка: кое-где музыканты «разошлись». Поэтому и аплодисменты после «Ростислава» были холодно-вежливыми.

Меломаны наверняка задумались: если так слабо звучит красивая, сюжетная и лёгкая для понимания симфоническая поэма, то что же будет во втором отделении, когда будут играть центральное произведение — Симфонию ?1? Она знаменита тем, что мало кому даётся. С этой симфонией связана драматическая история: первое исполнение под руководством Александра Глазунова было настолько провальным, что у Рахманинова случилась трёхлетняя депрессия. Первая симфония Рахманинова — это всегда вызов и для дирижёра, и для оркестра. Валерий Платонов на этот вызов ответил достойно — собрался сам и заставил собраться музыкантов.

Во втором отделении MusicAeterna показала, на что способен хорошо подобранный и сыгранный оркестр — здесь была и высочайшая техничность (наверняка во времена Рахманинова и Глазунова так не играл никто, просто не умели ещё), и удивительная синхронность, и полное понимание музыки. А понимание здесь требуется особенное: симфония потому так сложна для исполнения, что мелодическое богатство в ней огромное, но единого мелодического стержня нет, что мешает ей стать симфоническим шлягером вроде, например, Второго концерта для фортепиано с оркестром того же Рахманинова. Длинное и разнохарактерное произведение не так-то просто собрать воедино, придать ему завершённость, создать музыкальный сюжет. И то, что это удалось, — огромная победа дирижёра.

К достоинствам исполнения Первой симфонии оркестром MusicAeterna под руководством Валерия Платонова относится удивительное понимание симфонизма, когда, не отвлекаясь от общего, слаженного и мощного, звучания оркестра есть возможность насладиться каждой партией. Невозможно не отметить группу духовых, которые для Рахманинова всегда очень важны, а также первую скрипку — молодого Андрея Провоторова, достойно исполнившего роль концертмейстера.

Первая симфония Рахманинова — это музыка, что называется, «не для всех». Как её ни исполняй, шоу не получится, слишком она сложна. Выбор Платонова — это оммаж пермской публике, ведь рассчитана музыка на знатоков. И таких, как оказалось, немало: в финале второго отделения зал зашёлся в аплодисментах и криках «Браво!» и был достойно вознаграждён — «на бис» был исполнен проникновенный, светлый и бесконечно трогательный «Вокализ» Рахманинова.

Источник

поиск