22 сентября 2021
Сегодня
23 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
28 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
02 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
07 октября 2021
08 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Пресса
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
  • Октябрь
31.01.2012
Новый Компаньон: Два часа сплошного Рахманинова

Известно, что у художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса взаимоотношения с русской музыкой непростые. Из наших соотечественников ему близок Шостакович, позволяющий выдать на концерте фирменный драйв, а вот Чайковский и Рахманинов — авторы, к творчеству которых MusicAeterna обращается нечасто. Поэтому программа, подготовленная курентзисовским оркестром под руководством главного дирижёра театра Валерия Платонова, стала для MusicAeterna «проверкой на гибкость».

В первом отделении большого двухчасового концерта, состоявшего сплошь из произведений Сергея Рахманинова, у зрителей возникло подозрение, что эксперимент не вполне удался: симфоническая поэма «Князь Ростислав» оркестру явно не давалась. Там, где нужно было играть с величавой монаршей сдержанностью, привыкший к бешеным курентзисовским темпам коллектив выдавал вялую тягомотину. Да и со знаменитой синхронностью исполнения вышла промашка: кое-где музыканты «разошлись». Поэтому и аплодисменты после «Ростислава» были холодно-вежливыми.

Меломаны наверняка задумались: если так слабо звучит красивая, сюжетная и лёгкая для понимания симфоническая поэма, то что же будет во втором отделении, когда будут играть центральное произведение — Симфонию ?1? Она знаменита тем, что мало кому даётся. С этой симфонией связана драматическая история: первое исполнение под руководством Александра Глазунова было настолько провальным, что у Рахманинова случилась трёхлетняя депрессия. Первая симфония Рахманинова — это всегда вызов и для дирижёра, и для оркестра. Валерий Платонов на этот вызов ответил достойно — собрался сам и заставил собраться музыкантов.

Во втором отделении MusicAeterna показала, на что способен хорошо подобранный и сыгранный оркестр — здесь была и высочайшая техничность (наверняка во времена Рахманинова и Глазунова так не играл никто, просто не умели ещё), и удивительная синхронность, и полное понимание музыки. А понимание здесь требуется особенное: симфония потому так сложна для исполнения, что мелодическое богатство в ней огромное, но единого мелодического стержня нет, что мешает ей стать симфоническим шлягером вроде, например, Второго концерта для фортепиано с оркестром того же Рахманинова. Длинное и разнохарактерное произведение не так-то просто собрать воедино, придать ему завершённость, создать музыкальный сюжет. И то, что это удалось, — огромная победа дирижёра.

К достоинствам исполнения Первой симфонии оркестром MusicAeterna под руководством Валерия Платонова относится удивительное понимание симфонизма, когда, не отвлекаясь от общего, слаженного и мощного, звучания оркестра есть возможность насладиться каждой партией. Невозможно не отметить группу духовых, которые для Рахманинова всегда очень важны, а также первую скрипку — молодого Андрея Провоторова, достойно исполнившего роль концертмейстера.

Первая симфония Рахманинова — это музыка, что называется, «не для всех». Как её ни исполняй, шоу не получится, слишком она сложна. Выбор Платонова — это оммаж пермской публике, ведь рассчитана музыка на знатоков. И таких, как оказалось, немало: в финале второго отделения зал зашёлся в аплодисментах и криках «Браво!» и был достойно вознаграждён — «на бис» был исполнен проникновенный, светлый и бесконечно трогательный «Вокализ» Рахманинова.

Источник

поиск