01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
03 мая 2023
05 мая 2023
06 мая 2023
07 мая 2023
11 мая 2023
13 мая 2023
14 мая 2023
17 мая 2023
18 мая 2023
20 мая 2023
21 мая 2023
24 мая 2023
25 мая 2023
27 мая 2023
29 мая 2023
31 мая 2023
Пресса
  • Март
    26
  • Апрель
  • Май
03.04.2013
Коммерсант: Гротеск с интригой

В Пермском академическом театре оперы и балета завершилась серия премьерных показов оперы "Дуэнья" Сергея Прокофьева под управлением главного дирижера театра Валерия Платонова и в постановке директора Латвийской национальной оперы режиссера Андрейса Жагарса. Комментирует ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.

Свою вторую в нынешнем сезоне премьеру Пермская опера выпустила аккурат в самый разгар "Золотой маски", в оперном конкурсе которой в нынешнем году как никогда сильны позиции музыкальных трупп из регионов: радикальную даже по столичным меркам режиссерскую интерпретацию "Пиковой дамы" в постановке Константина Балакина привозят на главный театральный смотр России из Астрахани, а раритетного и, как казалось еще совсем недавно, неподъемного для отечественных вокалистов россиниевского "Графа Ори" — из Екатеринбурга.

На таком фоне обращение подопечных Теодора Курентзиса к "Дуэнье" выглядит, конечно, особенно эмблематично: Пермская опера первой из региональных компаний решилась посягнуть на монополию на музыкальный театр Сергея Прокофьева, целиком и полностью присвоенный в последние десятилетия труппами Москвы и Петербурга. В этом смысле постановку позднего прокофьевского шедевра следует — вне зависимости от конкретных художественных результатов — воспринимать прежде всего как сильный репертуарный жест, как очередную амбициозную заявку на лидерство от одного из самых влиятельных оперных домов страны.

Из условной Севильи XVIII века режиссер пермского спектакля Андрейс Жагарс и его соавторы — художник-постановщик Катрина Нейбурга и художник по костюмам Кристине Пастернака (экспансия на российские подмостки по-европейски свежо смотрящегося латышского театрального дизайна вообще один из заметных сюжетов этого оперного сезона) — переносят действие "Дуэньи" в постфранкистскую Испанию 1970-х с ее пряной атмосферой тотального либертинажа. Средостение остроумно-лаконичной сценографии — поставленные один на другой цветастые морские контейнеры, разные комбинации которых то складываются в урбанистические экстерьеры, то раскрываются выдержанными в стилистике ироничного ретроинтерьерами.

Разношерстная портовая публика, стайки трансвеститов и целый выводок безымянных и безмолвных персонажей, словно бы срисованных с фигурантов фильмов Педро Альмодовара — "Дуэнья" господина Жагарса начинается вполне многообещающе, но очень скоро над психологически точно простроенными взаимоотношениями героев берет верх с трудом контролируемое режиссером обезличенно-игровое начало, так что по мере приближения к финалу спектакля вроде бы изначально важные для постановщиков обстоятельства времени и места действия перестают хоть в малейшей степени влиять на ход развития буффонной прокофьевской интриги.

В родной Риге Андрейс Жагарс привык работать не просто с певцами экстра-класса, но с вокалистами, в равной степени одаренными и музыкально, и актерски — вспомнить хотя бы приму Латвийской национальной оперы Кристину Ополайс. В Перми господин Жагарс встретил как минимум двух артистов, способных собственной театральной органикой и сценической харизмой поддержать режиссерский замысел спектакля,— ими стали исполнители двух ключевых мужских ролей Сергей Власов (Дон Жером) и Гарри Агаджанян (Мендоза). Важнейшим же действующим лицом премьеры предсказуемо стал оркестр Валерия Платонова, с равной степенью бережности и тщательности подобравший ключи и к гротескной графике "Дуэньи", и к ее распевной лирике.

Дмитрий Ренанский | Коммерсант

поиск