23 апреля 2024
Сегодня
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    23
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
21.03.2013
Газета.ру: За козла станцуешь

В рамках фестиваля «Золотая маска» пермская балетная труппа представила вечер «В сторону Дягилева». Его программу составили произведения знаменитого американского балетмейстера Джорджа Баланчина и сочинения нынешнего главного балетмейстера пермского театра Алексея Мирошниченко. Дирижировал Теодор Курентзис.

Алексей Мирошниченко в принципе не собирался соперничать (да еще встык, в один вечер) с классиком мировой хореографии Баланчиным. Он просто хотел осуществить красивый культуртрегерский проект, посвященный уроженцу Перми, европейскому балетному организатору Сергею Дягилеву. В его рамках – впустить в афишу два поздних опуса Баланчина (в юности работавшего в дягилевской антрепризе), мало у нас известных: показы в Перми – вообще российская премьера. И уже после этого показать, что традиция создания нового, свойственная креативному Сергею Павловичу, в его родном городе живет и здравствует.

Но ставя свои балеты «Шут» и «Вариации на темы рококо» рядом с баланчинскими «Kammermusik № 2» и «Monumentum pro Gesualdo», Мирошниченко, безусловно, рисковал: любой начнет сравнивать.

Самым слабым звеном в цепи сравнений выглядят «Вариации на темы рококо», и, наверное, поэтому их в Москву вообще не привезли, сократив программу до трех названий. Начали с короткого балета «Monumentum pro Gesualdo» для 12 человек. Музыка – парафраз Игоря Стравинского на тему трех произведений Карло Джезуальдо, итальянского композитора-маньериста позднего Возрождения. В общем, отчетливая старинная основа, но в современной упаковке. Именно так, двояко, построил свою хореографию и Баланчин.

Характерную для хореографа смесь спортивного парада и классического танца прививала пермским артистам Сандра Дженнингс, бывшая балерина Баланчина, ныне — представительница его американского Фонда. Автор, как часто бывало в его постановках, нарядил всех исполнителей без различия пола в черно-белые «тренировочные» одежды: как будто и не балет вовсе, а рабочий класс.

Балерины с идеально прямыми спинами стоят, небрежно согнув одну ногу в колене и сместив центр тяжести – как будто расслабившись, ждут кавалера на свидание. Наклонный классический арабеск делают не по канону (поднятая нога – как стрела), но с задорно отогнутой пяткой. Партнеры перекладывают балерин в позе шпагата с рук на руки и (такой вот ритуал ухаживания) поддерживают им спины, когда дамы решительно отгибают тела назад.

Рисунок танца (восемь минут и минимум сложной техники) похож на шахматную партию и одновременно на придворный церемониал.

«Kammermusik № 2» на музыку Пауля Хиндемита тоже делался с помощью американского Фонда: в Перми опус поставил Пол Боуз. Баланчин, что у него бывало чрезвычайно редко, поставил преимущественно мужской балет, хотя женщины-солистки и тут правят бал. Хореограф играет контрапунктами, сочетая, вслед за партитурой, несколько самостоятельных пластических «голосов» и умножая синкопы. Последнее обстоятельство затрудняет работу: артистам приходится считать асимметричный ритм, а за сюжетом, которого нет и в помине, не спрячешься.

Двадцатиминутный балет – это сложные сплетения телесных цепочек и диагональные ракурсы. Сила, с которой танцующие женщины наступают на пятки и стопу, а не только порхают на кончике пуанта. И смесь красивости с «вульгарностью» – к примеру, приседание балерин на растопыренных ногах и завернутые внутрь колени или сложная координация рук танцовщиков, напоминающая о позе «цыпленок табака», некогда насмешившей всю страну в изображении знаменитого юмориста. Живая и горячая танцплощадка встретилась с отфильтрованной до жесткости классикой, неожиданные русские «ковырялочки» – с отголосками рок-н-ролла. Сочиняя эту смесь аполлонического танца со спортивным выпендрежем студентов американского колледжа, Баланчин демонстрировал чуткость к тому, что происходило за пределами балетного класса. Этой двойственности как раз и не хватало старательным пермским артистам. Как и в случае с «Джезуальдо», текст ими выучен, но подтекст не освоен.

И, наконец, балет «Шут», сочиненный Мирошниченко, – самый пермский спектакль программы. И самый дягилевский: именно Сергей Дягилев заказал Сергею Прокофьеву музыку по мотивам пермской сказки губернии.

Этот программный балаган и лубок, кажется, затеян ради восстановления сценографии Михаила Ларионова, за эскизами которого пермякам пришлось ехать в Третьяковскую галерею.

Костюмы сочинили новые: прежние, по словам Мирошниченко, «были слишком объемными и громоздкими, сковывали движения танцовщиков». Правда, и при новых одеждах эффект «пестрого на пестром» никуда не делся, зато нарочито аляповатое великолепие ощутимо.

Кукольные драки и шуточные свары замешаны на сочетании классического и народно-характерного русского танца, что неудивительно: хореограф просто решил пересказать как бы славянский сюжет.

Пряная прокофьевская музыка оттанцована в каждом миллиметре (не считая оркестровых антрактов), пластическая картинка мельтешит непрерывно, что привело автора этих строк к психологической и визуальной усталости. Танцевальная насыщенность балета ошарашивала, но других впечатлений было маловато. Разве что номинант «Маски» на лучшую мужскую роль Александр Таранов в роли Шута, который ловко проделывал трюки и уморительно подражал женским повадкам. Да сама история, в которой пройдоха продавал семерым дурням-коллегам «волшебную» плетку, якобы оживляющую мертвых, а потом, переодевшись в женское платье, становился желанной добычей для глупого похотливого Купца. Ну, тут герою пришлось постараться и подсунуть ухажеру вместо себя Козлуху, которая погибает. Ясное дело, за козла приходится отвечать: купца арестовали, и, если б не «триста рублев», которыми торговец откупается в пользу наглого проходимца, дело кончилось бы плохо. Труппа в «Шуте» выглядела интереснее, чем в балетах Баланчина: тут все родное и знакомое, включая хитроватого главного персонажа. А вдохновенный, как всегда, Теодор Курентзис за дирижерским пультом добавил положительных эмоций этому разнокалиберному вечеру, в котором более качественную хореографию танцевали хуже, а менее удачную – наоборот.

Кирилл Матвеев | Газета.ру

поиск