Пермский театр оперы и балета имени Чайковского привез в Москву свои лучшие спектакли. Обе постановки, у которых в общей сложности шесть номинаций на «Маску», уникальны для нашей сцены — «Свадебка» великого чешского хореографа Иржи Килиана впервые разрешена к постановке в России, а «Шут» Дягилева не исполнялся нигде в мире с самой премьеры в 1921 году. Шансы спектаклей стать фаворитами по количеству наград в категории «Балет» оценила обозреватель «Вестей ФМ» Анна Щербинина.
Таких оваций, какие сорвал Пермский театр оперы и балета на показе «Свадебки», не бывает даже на громких столичных премьерах. Немудрено — сам Иржи Килиан, признанный классик современного танца, отдал эту легендарную постановку именно пермякам. «Свадебку» в мире, не то что в России, где Килиан вообще крайне редко разрешает свои балеты, не видели 20 лет. Сделать исключение для Пермского театра строгого хореографа заставили богатая история балета в Перми и не менее богатый репертуар труппы — подкованные на постановках таких классиков ХХ века, как Джордж Баланчин и Джером Робинс, пермские танцоры всего за 5 недель освоили сложнейший пластический язык Килиана. Однако не всё давалось легко, признает исполнитель партии Жениха, номинант «Золотой Маски» в категории «Лучшая мужская роль» Иван Порошин.
«Когда к нам приехали педагоги-репетиторы, конечно, всё сразу не получалось, очень трудно и тяжело ложилось в тело. Вообще, сама хорегорафия очень необычная, своеобразная, но работа была интересная, было тяжело и приятно одновременно».
Угловатые и странные движения, стремительная и текучая музыка Стравинского — «Свадебка» поражает фантастическим сочетанием народных напевов с модерн-дансом. Дирижер, номинант «Золотой маски» Теодор Курентзис уверен, что этот балет достоин премии за уникальное сочетание музыки и хореографии.
«Килиан ставит как настоящий музыкант. Он слышит все голоса партитуры, всё, что происходит. Так человек, который просто слышит музыку, не может ставить хореографию. Это человек, который ставит партитуру, и самый музыкальный хореограф».
Второй спектакль-фаворит «Золотой Маски» «В сторону Дягилева» объединяет три одноактных балета — две оригинальные постановки Джорджа Баланчина и знаменитого дягилевского «Шута» на музыку Сергея Прокофьева. Сам факт того, что пермяки взялись за эту, как называет ее Теодор Курентзис, золотую партитуру, достоин отдельной награды, ведь с того момента, как Дягилев представил свой балет в Париже в 1921 году, произведение было фактически забыто. И дело здесь даже не в том, что музыка сложная и для музыкантов, и для слушателей, но в самой идее комического балета, родившегося из томика сказок Пермской губернии, случайно оставленного Стравинским Прокофьеву, рассказывает постановщик «Шута», номинант «Золотой маски» в категории «Лучшая работа хореографа» Алексей Мирошниченко.
«Либретто действительно шутинное, довольно жесткое. Они убили своих жен, думая, что плетка их воскресит, и ничего не получилось, народные сказки всегда жестокие. Кстати, это первый балет, который я ставлю безоговорочно по либретто, целиком иду по Прокофьевскому и Дягилевскому либретто, и было страшно, потому что никто никогда не ставил, не с кем сравнить».
«Шут» — яркий, задорный, динамичный, радует глаз уже с первых тактов. Мирошниченко полностью восстановил декорации и костюмы художника Михаила Ларионова, специально ездил в Третьяковскую галерею, чтобы изучить эскизы. Но за внешней легкостью стоят изматывающие репетиции. Танцоры признаются, что «Шут», насыщенный и технически сложный, требует большей концентрации, чем классические постановки. Ну, а удастся ли Пермскому театру забрать домой награды во всех шести номинациях, мы узнаем 15 апреля, когда жюри объявит победителей «Золотой маски».