Фестиваль «Золотая маска» представил московской публике спектакли Пермского театра оперы и балета — «Так поступают все женщины» Моцарта и современную оперу «Медея-материал». В обеих постановках дирижировал Теодор Курентзис.
Моцарт и его либреттист Лоренцо да Понте придумали историю о том, как люди любят пребывать в любви, невзирая на все ее превратности. Комический опус австрийского гения поставил немецкий режиссер Матиас Ремус вместе со сценографом Штефаном Дитрихом. История двух неаполитанских сестер, которые своими женихами оказались втянутыми в изощренные манипуляции с целью проверить женскую верность, на сцене осталась (что нечасто бывает в современных постановках) в XVIII веке, то есть когда и была написана.
Действие пронизанного солнечным светом спектакля происходит в Италии. Перипетии любовных эмоций будто вырастают из запаха цветущих роз и морской свежести. Пермский театр представил музыкальный проект международного качества: Теодор Курентзис, виртуозно трактуя партитуру на контрастных перепадах темпов и громкости, переживал Моцарта как образец расчетливо-бравурного лукавства. Ансамбль солистов из Европы и России спел и сыграл так, что публика почувствовала себя как на празднике.
Особенно громко аплодировали артистичной Симоне Кермес, исполнившей партию Фьордилиджи, одной из сестер-невест. Кермес держалась на сцене согласно девизу своей героини, с утра пораньше мечтавшей «выкинуть что-нибудь этакое». В итоге этот вроде бы незамысловатый водевиль с преувеличенными страстями и уморительными мизансценами оказался не так уж прост. Он опроверг принцип «доверяй, но проверяй», взамен провозгласив лозунг «меньше знаешь — крепче спишь».
Музыка второго спектакля написана в 1990 году французским композитором Паскалем Дюсапеном по пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера. В основе сюжета — зловещий античный миф о женщине, убивающей своих детей для того, чтобы отмстить мужу-изменнику. Как говорил автор пьесы, историей детоубийства Медеи завершается век архаики, а значит, радикально меняется характер катастроф, над которыми человечество «старательно работает» по сей день.
Спектакль из Перми — редкий образец оперы, в которой царит один женский голос. Впрочем, кроме камерного хора голосу помогает обильная пластика. Режиссер Филипп Григорьян и хореограф Анна Абалихина выстраивают действие на дне заброшенного грязного бассейна. Медея (великолепно спетая пермской певицей Надеждой Кучер) передает тотальное смятение чувств женщины, некогда наказавшей родину и семью во имя любви и, в свою очередь, наказанной человеком, ради которого и была принесена максимальная женская жертва. Туповатый татуированный Ясон (Дмитрий Дурнев) похож на немолодого плейбоя, пленившегося юной любовницей. Русский текст исполняемой на немецком языке оперы крупными буквами проецируется на стену как знаки немилосердной судьбы. А хор черных плакальщиц возвращает осовремененную историю в русло античной трагедии.