Пермский оперный театр закрылся на 10 дней, чтобы Теодор Курентзис озвучил трехчасовую партитуру Così fan tutte
На первый взгляд заголовок можно воспринять примерно так же, как «Депардье приступает к работе в Тюменском драмтеатре». Но здесь всё взаправду. Одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира отправила экспедицию в Пермь, дабы запечатлеть для вечности изысканное творение позднего Моцарта — оперу Così fan tutte («Так поступают все женщины») — в интерпретации Теодора Курентзиса.
Несколько лет назад глава Sony Classical Богдан Росчич лично пригласил дирижера, тогда еще работавшего в Новосибирской опере, к сотрудничеству, находясь под впечатлением от его записей. В начале 2011-го Курентзис сменил сибирскую прописку на пермскую, но контактов с Sony не потерял. На Урале корпорация записывает уже третий его проект, а в будущем выпустит и «Дон Жуана», которым Курентзис завершит работу над трилогией шедевров Моцарта и Да Понте («Свадьба Фигаро» записана осенью 2012 года).
— Уговорить Sony было несложно: ради Курентзиса компания была готова поехать куда угодно, — уверяет генеральный менеджер Пермского театра Марк де Мони.
Согласились отправиться на восточный рубеж Европы и международные оперные звезды — Симона Кермес, Малена Эрнман, Кристофер Мальтман. Так что, строго говоря, «русская доля» проекта исчерпывается оркестром и хором.
Приглашение в Пермь модного дирижера Теодора Курентзиса, выходца из Греции и ученика легендарного Ильи Мусина, было одной из последних арт-операций прежнего руководства края. Напомним, губернатор Олег Чиркунов поставил стахановскую цель — к 2016 году превратить уральский город в «культурную столицу Европы». В апреле прошлого года г-н Чиркунов был отправлен в отставку, а сменивший его Виктор Басаргин решил поубавить щедрые бюджетные вливания в современную культуру.
Сейчас в крае даже нет министра культуры: прежнего переманили в Москву на пост советника Владимира Мединского, а с новым Виктор Басаргин никак не может определиться.
Столичные культурные варяги во главе с Маратом Гельманом к Перми быстро охладели, благо что Басаргин недвусмысленно намекал: причиной отставки предыдущего губернатора стало именно то, что он «заигрался» с Гельманом.
А Курентзис перемену ветра пережил спокойно. Более того: пока остальные ностальгировали по ушедшим временам, он перехватил инициативу в пермской культурной революции. С истинно греческим достоинством г-н Курентзис рассказал «Известиям», что «не верит в большие слова вроде «культурной столицы Европы», а верит в большие дела».
— Не хочу громких заявлений. Если мы делаем самый интересный проект в Европе, пусть люди приходят и наслаждаются этим проектом. Посмотрите, кто еще в России пишет Моцарта с такими певцами и на исторических инструментах для международных лейблов?
В пресс-службе губернатора Пермского края «Известия» заверили, что у Басаргина и Курентзиса «очень хорошие отношения». Во время их встречи, состоявшейся в сентябре прошлого года, глава региона даже пообещал учесть при проектировании новой сцены оперного театра все пожелания дирижера.
— Подробно мы с Виктором Басаргиным пока не говорили, — уточнил «Известиям» сам Курентзис. — Но все планы у нас сохраняются. В целом он хорошо относится к нашим делам.
Очевидное преимущество «дел» Курентзиса еще и в том, что они порой обходятся без бюджетного финансирования: пресс-служба губернатора подтвердила, что к исторической записи моцартовской оперы руководство края никакого отношения не имеет.
Театр финансово в проекте тоже не участвует, хотя несет косвенные убытки — на десять дней его пришлось закрыть для публики.
— Изначально мы рассчитывали, что найдем в Перми студийное помещение для записи. Но, исследовав все возможности, поняли, что театр является лучшим местом, — объясняет г-н де Мони. Он воспринимает проект как инвестиции в будущее и планирует возместить январский дефицит спектаклей в другие периоды года.
Теодор Курентзис добавляет, что акустикой зала, построенного в 1870 году, звукорежиссеры довольны. В последнее время она была скорректирована: убрали навес над оркестровой ямой, сняли мягкие тканевые материалы, «съедающие» звук.
Несмотря на большие затраты, проект Sony окупится, уверена глава департамента по связям с общественностью ФГУП «Фирма «Мелодия» Карина Абрамян.
— Российская культура вызывает большой интерес в мире. Sony это поняла. Если диски Così fan tutte будут продаваться за рубежом, проект даст прибыль, — сказала г-жа Абрамян «Известиям».
Сам же маэстро Курентзис преследует более возвышенные цели.
— Этот проект не ради прибыли. Мы формируем вкус и современную эстетику. Нам есть что сказать. Это международное заявление о новой линии в интерпретации классики, — уверен дирижер.
По предварительной информации, оценить заявление Курентзиса поклонники прекрасного смогут в сезоне-2013/14, когда «Свадьба Фигаро» и Così fan tutte должны поступить в продажу.