Время чтения: 15 мин

В ожидании сенсаций

Десять лет назад в Перми впервые прошёл мультижанровый фестиваль классического и современного серьёзного искусства, который тогда назывался «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж». Инициатором его проведения и автором концепции был художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян, однако у него была предыстория: ещё в конце 1980-х годов в Перми стали проходить «Дягилевские чтения», от которых несколько раньше «Дягилевских сезонов» «отпочковался» балетный конкурс «Арабеск».

В первые годы своего существования фестивали сменяли друг друга: «Дягилевские сезоны» проходили по нечётным годам, «Арабеск» — по чётным. С 2011 года Дягилевский фестиваль перешёл в ежегодный формат, тогда как «Арабеск» остался в формате биеннале. Смена периодичности фестиваля связана с другими форматными изменениями, внесёнными новым художественным руководителем театра Теодором Курентзисом. Прежде всего, фестиваль сменил название: исчезли «сезоны» и упоминание «дягилевских» городов, теперь это просто Дягилевский фестиваль (или Diaghilev Festival): это наименование показалось новому руководству театра более «маркетинговым», особенно с учётом международного звучания.

Несмотря на то что концепция фестиваля несколько трансформировалась, его главный посыл остался «исаакяновским»: так же, как в своё время Иса­акян, его преемник любит повторять, что в рамках фестиваля в Пермь приезжает всё лучшее, что есть в мировой музыке и музыкальном театре — для тех, кто не имеет возможности посещать громкие мировые премьеры.

Конечно, «на вкус и цвет товарища нет», и критерии «лучшего» несколько видоизменились — фестиваль стал более рафинированным, более продвинутым, интересным более авангардной части зрителей; соответственно, имена «звёзд» стали менее громкими, менее раскрученными, известными узкому кругу ценителей. Но неизменно Дягилевский фестиваль, который отмечает в этом году 10-летие, остаётся главным культурным событием в Перми.

Этот статус у него пытаются «отобрать» — в интересах «Белых ночей». Но «Белые ночи», несмотря на их продолжительность и огромный бюджет, равный годовому бюджету Пермского театра оперы и балета включая Дягилевский фестиваль, не могут считаться единым событием в силу размытости концепции и неопределённости целевой аудитории. Это, говоря прямо, вообще не фестиваль, а некая цепочка развлекательных мероприятий, локализованных в фестивальном городке на эспланаде. Тогда как Дягилевский — это именно фестиваль, с тщательно продуманной художественной политикой и выстроенной программой, в которой есть некий сюжет, строящийся вокруг особенно громких ключевых событий.

Дягилевский фестиваль, который пройдёт в Перми с 25 мая по 2 июня, удивительно напоминает аналогичное прошлогоднее событие: те же музыкальные жанры, те же гости… Но есть несколько особенных пунктов программы, которые иначе как сенсационными не назовёшь.

На открытии 25 мая (19.00) состоится российская премьера балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в известной хореографии Кеннета Макмиллана (1929−1992). Для пермских зрителей это непростая история: на протяжении 30 лет на сцене Пермского театра оперы и балета шла эксклюзивная, очень оригинальная версия Николая Боярчикова, любимая пермяками. Поэтому зрители будут настроены придирчиво: придут сравнивать.

Постановка Макмиллана постарше боярчиковской: если пермские «Ромео и Джульетта» появились в конце 1970-х годов, то премьера Макмиллана состоялась в Ковент-Гардене в 1965 году, солировали Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн. Эту постановку авангардной не назовёшь, она выдержана в достаточно строгом классическом духе, её хореография менее авангардная, чем у Боярчикова. Что касается сценографии и костюмов — всё очень красиво, не зря Пермский театр оперы и балета потратил на них рекордные 35 млн руб.

Эта премьера замечательна ещё и тем, что музыку Прокофьева будет исполнять оркестр MusicAeterna под руководством самого Теодора Курентзиса, и знакомые мелодии наполнятся новой выразительностью.

Традиционная церемония вручения премии Дягилева состоится 26 мая (20.00). Это тоже изобретение Георгия Исаакяна: именно он придумал поощрять лучшие продюсерские проекты в области театра. Однако при Исаакяне эта премия была российской, теперь же она вышла на международный уровень, а её жюри состоит из крупнейших театральных деятелей во главе с интендантом мадридского Teatro Real Жераром Мортье.

Церемонию украсит концерт Ensemble Modern (Германия) — одного из самых известных ансамблей современной музыки в мире. В программе: сплошь новые для Перми имена — Чин Ынсук, Gougalon; Саид Хаддад, «Совершенство» и «О любви II»; Андерс Хиллборг, «Испарившийся Тиволи»; Хельмут Лахенман, «Движение». Музицирование в выступлениях Ensemble Modern сопровождается видеоартом.

Научный симпозиум «Дягилевские чтения», из которого когда-то вырос фестиваль, по-прежнему остаётся частью его программы. Историки, культурологи и другие учёные собираются, чтобы актуализировать дягилевское наследие; доклады на симпозиуме посвящены как новым исследованиям феномена Дягилева, так и многочисленным актуальным культурологическим, музыковедческим и театроведческим предметам.

На открытии «Дягилевских чтений» 26 мая (11.00) состоится концертное исполнение камерной комической оперы «Женские хитрости» итальянского композитора XVIII века Доменико Чимарозы. Это инициатива солистов пермской оперы и — увы! — единственное оперное событие на фестивале.

В тот же день (17.00) в Органном зале филармонии состоится сольный концерт «пианиста-философа» Антона Батагова — одного из кураторов-резидентов, ответственных за программу фестиваля. Он проследит развитие музыкального минимализма от XVII до XXI века, от Пахельбеля до Филипа Гласса.

Очередная мировая премьера состоится 27 мая (21.00) в Пермском театре оперы и балета: MusicAeterna и Теодор Курентзис будут исполнять произведение Владимира Николаева «Сквозь разбитые стёкла». В прошлом году на Дягилевском фестивале состоялась премьера кантаты в народном духе «Геревень», которую по заказу Курентзиса Владимир Николаев написал специально для Пермского театра оперы и балета, в этом году сюжет повторяется. Жанр нового произведения автор определяет как «симфорок».

Чуть раньше (19.00) в Органном зале состоится концерт Фестивального хора — хора солистов, собранного Теодором Курентзисом по образцу Фестивального оркестра солистов. Будет исполняться Концерт для хора Альфреда Шнитке — отрывки из этого произведения звучали на презентации хора MusicAeterna осенью 2011 года, и с тех пор пермские меломаны мечтают услышать потрясающее произведение полностью.

В Органном зале Пермской краевой филармонии 28 мая (18.00) пройдёт фортепианный концерт, который опять-таки не обойдётся без мировой премьеры: Антон Батагов будет играть «Избранные письма Сергея Рахманинова», а Полина Осетинская и композитор Владимир Мартынов впервые исполнят «Переписку», сочинённую Мартыновым и Георгием Пелецисом буквально «по переписке». Авторы совместно придумали идею, а затем пересылали друг другу письма с нотами новых частей, развивавших и дополнявших общий замысел.

Позже в тот же день (22.00) в Доме Дягилева выступит Московский ансамбль современной музыки, который приезжает на каждый Дягилевский фестиваль, включая самый первый.

Пермский балет представит 29 мая (19.00) недавние премьеры: «Свадебку» Стравинского в хореографии Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта.

В тот же день (21.30) в Доме Дягилева состоится сольный концерт пианистки Юлианны Авдеевой, которую за элегантный сценический имидж «унисекс» и темпераментную манеру игры меломаны прозвали «демоном во фраке» и «русской Жорж Санд». В программе — три фортепианные пьесы Франца Шуберта, «Ночной Гаспар» Равеля и Соната для фортепиано №7 Прокофьева.

На сцене Пермского академического Театра-Театра произойдёт 30 мая (20.00) событие, которое претендует на статус «главной сенсации» Дягилевского фестиваля, — будет показан спектакль Ромео Кастеллуччи «Ресторан „Времена года“.

Объединяющий в своём творчестве элементы перформанса, традиционного театра, арта и постдраматического театра итальянский провокатор Ромео Кастеллуччи приглашён на Дягилевский фестиваль-2013 в качестве одного из резидентов. „Времена года“ (The Four Seasons) — название знаменитого ресторана, существующего в действительности в Нью-Йорке и считающегося символом Манхэттена.

Спектакль Кастеллуччи отталкивается от фрагмента из биографии художника-абстракциониста Марка Ротко, которому руководство фешенебельного ресторана заказало несколько картин. Согласившийся поначалу художник в итоге разорвал контракт, мотивировав это тем, что он не желает обслуживать „богатейших ублюдков Нью-Йорка“.

В Органном зале в тот же день (18.00) выступит The Hilliard Ensemble — один из лучших в мире ансамблей старинной музыки. Камерный вокальный ансамбль The Hilliard Ensemble состоит из четырёх английских джентльменов — контртенора, двух теноров и баритона. Коллектив назван в честь британского художника-миниатюриста Николаса Хиллиарда, жившего на рубеже XVI-XVII веков и прославившегося портретами королевы Елизаветы I и ёе придворных. Созданный в 1974 году квартет наряду с музыкой Средневековья, Ренессанса и эпохи барокко исполняет произведения ныне живущих композиторов, среди которых — Арво Пярт, Гэвин Брайерс, Гия Канчели, Хайнц Холлигер.

Относительно спокойный день — 31 мая, „полупередышка“ в фестивальном марафоне. Большинство гостей отправятся на экскурсию в Чердынский район, а в Перми состоятся лишь два камерных концерта, оба — в Органном зале: квартет им. Ойстраха во главе с Андреем Барановым (18.00) выступит с произведениями Чайковского и Шостаковича, а пианист Алексей Любимов и оркестр MusicAeterna (20.00) — с чрезвычайно причудливой программой, в которой Шуберт сочетается с крутейшими авангардистами эпохи Миллениума.

А уже 1 июня (15.00) в Органном зале пианист Алексей Гориболь, тенор Эндрю Гудвин и учащиеся Пермской хоровой капеллы мальчиков дают концерт „Приношение Бенджамину Бриттену“ в честь 100-летия со дня рождения английского композитора.

Вечером (19.00) на сцене Театра-Театра — ещё одна „главная сенсация“, которая, как и первая, находится в сфере синтетического экспериментального театра: музыкально-танцевальный перформанс Lo Real/Le Reel/The Real, что в переводе с европейских языков означает „реальный“. Это торжество танца в исполнении „лучшего танцора фламенко 2010 года“ испанца Израэля Гальвана и не менее знаменитых танцовщиц Майи Белен и Изабель Байон. Отправной точкой внутреннего сюжета музыкально-танцевального перформанса послужила тема вынужденной миграции европейских цыган в годы Второй мировой войны. Жизнь и смерть, любовь и насилие — эти противоположности в спектакле то сталкиваются, то вновь отдаляются, подобно дрейфующим в море льдинам.

Страстному танцу аккомпанируют гитарист и два вокалиста.

Закрытие фестиваля состоится 2 июня (19.00) в Пермском театре оперы и балета. Как в прошлом году, на закрытии будет играть Большой фестивальный оркестр, собранный Курентзисом из музыкантов, уже имеющих сольную карьеру. Концерт посвящён 100-летию со дня первого исполнения „Весны священной“ Игоря Стравинского, и в программе — произведение-юбиляр, а также Концерт для оркестра Белы Бартока. За пультом — Теодор Курентзис.

Кроме основной программы Дягилевского фестиваля, состоящей из больших концертных и театральных событий, есть ещё суперэстетская дополнительная программа. Своё участие в фестивале подтвердил легендарный театральный режиссёр, создатель „Школы драматического искусства“ Анатолий Васильев. В Музее советского наива — премьерный показ видеоверсии культового спектакля „Серсо“ (1 июня, 11.00), по завершении которого состоится встреча с Анатолием Васильевым. Премьера спектакля „Серсо“ в Театре на Таганке состоялась в июне 1985 года и осталась главным событием и последующего, 1986 года. Спектакль в постановке Васильева на долгие годы стал эталоном режиссёрского мастерства.

По традиции, в программе Дягилевского фестиваля участвует и Пермская государственная художественная галерея. С 27 мая по 15 июня здесь откроется выставка „Ромео и Джульетта“. Премьера после премьеры», посвящённая спектаклю Кеннета Макмиллана. В экспозиции — фотографии, театральные эскизы, раритетные объекты.

Юлия Баталина | Новый Компаньон

Главная Журнал Пресса В ожидании сенсаций