19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
13.05.2013
Новый Компаньон: В ожидании сенсаций

Десять лет назад в Перми впервые прошёл мультижанровый фестиваль классического и современного серьёзного искусства, который тогда назывался «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж». Инициатором его проведения и автором концепции был художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян, однако у него была предыстория: ещё в конце 1980-х годов в Перми стали проходить «Дягилевские чтения», от которых несколько раньше «Дягилевских сезонов» «отпочковался» балетный конкурс «Арабеск».

В первые годы своего существования фестивали сменяли друг друга: «Дягилевские сезоны» проходили по нечётным годам, «Арабеск» — по чётным. С 2011 года Дягилевский фестиваль перешёл в ежегодный формат, тогда как «Арабеск» остался в формате биеннале. Смена периодичности фестиваля связана с другими форматными изменениями, внесёнными новым художественным руководителем театра Теодором Курентзисом. Прежде всего, фестиваль сменил название: исчезли «сезоны» и упоминание «дягилевских» городов, теперь это просто Дягилевский фестиваль (или Diaghilev Festival): это наименование показалось новому руководству театра более «маркетинговым», особенно с учётом международного звучания.

Несмотря на то что концепция фестиваля несколько трансформировалась, его главный посыл остался «исаакяновским»: так же, как в своё время Иса­акян, его преемник любит повторять, что в рамках фестиваля в Пермь приезжает всё лучшее, что есть в мировой музыке и музыкальном театре — для тех, кто не имеет возможности посещать громкие мировые премьеры.

Конечно, «на вкус и цвет товарища нет», и критерии «лучшего» несколько видоизменились — фестиваль стал более рафинированным, более продвинутым, интересным более авангардной части зрителей; соответственно, имена «звёзд» стали менее громкими, менее раскрученными, известными узкому кругу ценителей. Но неизменно Дягилевский фестиваль, который отмечает в этом году 10-летие, остаётся главным культурным событием в Перми.

Этот статус у него пытаются «отобрать» — в интересах «Белых ночей». Но «Белые ночи», несмотря на их продолжительность и огромный бюджет, равный годовому бюджету Пермского театра оперы и балета включая Дягилевский фестиваль, не могут считаться единым событием в силу размытости концепции и неопределённости целевой аудитории. Это, говоря прямо, вообще не фестиваль, а некая цепочка развлекательных мероприятий, локализованных в фестивальном городке на эспланаде. Тогда как Дягилевский — это именно фестиваль, с тщательно продуманной художественной политикой и выстроенной программой, в которой есть некий сюжет, строящийся вокруг особенно громких ключевых событий.

Дягилевский фестиваль, который пройдёт в Перми с 25 мая по 2 июня, удивительно напоминает аналогичное прошлогоднее событие: те же музыкальные жанры, те же гости... Но есть несколько особенных пунктов программы, которые иначе как сенсационными не назовёшь.

На открытии 25 мая (19.00) состоится российская премьера балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в известной хореографии Кеннета Макмиллана (1929-1992). Для пермских зрителей это непростая история: на протяжении 30 лет на сцене Пермского театра оперы и балета шла эксклюзивная, очень оригинальная версия Николая Боярчикова, любимая пермяками. Поэтому зрители будут настроены придирчиво: придут сравнивать.

Постановка Макмиллана постарше боярчиковской: если пермские «Ромео и Джульетта» появились в конце 1970-х годов, то премьера Макмиллана состоялась в Ковент-Гардене в 1965 году, солировали Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн. Эту постановку авангардной не назовёшь, она выдержана в достаточно строгом классическом духе, её хореография менее авангардная, чем у Боярчикова. Что касается сценографии и костюмов — всё очень красиво, не зря Пермский театр оперы и балета потратил на них рекордные 35 млн руб.

Эта премьера замечательна ещё и тем, что музыку Прокофьева будет исполнять оркестр MusicAeterna под руководством самого Теодора Курентзиса, и знакомые мелодии наполнятся новой выразительностью.

Традиционная церемония вручения премии Дягилева состоится 26 мая (20.00). Это тоже изобретение Георгия Исаакяна: именно он придумал поощрять лучшие продюсерские проекты в области театра. Однако при Исаакяне эта премия была российской, теперь же она вышла на международный уровень, а её жюри состоит из крупнейших театральных деятелей во главе с интендантом мадридского Teatro Real Жераром Мортье.

Церемонию украсит концерт Ensemble Modern (Германия) — одного из самых известных ансамблей современной музыки в мире. В программе: сплошь новые для Перми имена — Чин Ынсук, Gougalon; Саид Хаддад, «Совершенство» и «О любви II»; Андерс Хиллборг, «Испарившийся Тиволи»; Хельмут Лахенман, «Движение». Музицирование в выступлениях Ensemble Modern сопровождается видеоартом.

Научный симпозиум «Дягилевские чтения», из которого когда-то вырос фестиваль, по-прежнему остаётся частью его программы. Историки, культурологи и другие учёные собираются, чтобы актуализировать дягилевское наследие; доклады на симпозиуме посвящены как новым исследованиям феномена Дягилева, так и многочисленным актуальным культурологическим, музыковедческим и театроведческим предметам.

На открытии «Дягилевских чтений» 26 мая (11.00) состоится концертное исполнение камерной комической оперы «Женские хитрости» итальянского композитора XVIII века Доменико Чимарозы. Это инициатива солистов пермской оперы и — увы! — единственное оперное событие на фестивале.

В тот же день (17.00) в Органном зале филармонии состоится сольный концерт «пианиста-философа» Антона Батагова — одного из кураторов-резидентов, ответственных за программу фестиваля. Он проследит развитие музыкального минимализма от XVII до XXI века, от Пахельбеля до Филипа Гласса.

Очередная мировая премьера состоится 27 мая (21.00) в Пермском театре оперы и балета: MusicAeterna и Теодор Курентзис будут исполнять произведение Владимира Николаева «Сквозь разбитые стёкла». В прошлом году на Дягилевском фестивале состоялась премьера кантаты в народном духе «Геревень», которую по заказу Курентзиса Владимир Николаев написал специально для Пермского театра оперы и балета, в этом году сюжет повторяется. Жанр нового произведения автор определяет как «симфорок».

Чуть раньше (19.00) в Органном зале состоится концерт Фестивального хора — хора солистов, собранного Теодором Курентзисом по образцу Фестивального оркестра солистов. Будет исполняться Концерт для хора Альфреда Шнитке — отрывки из этого произведения звучали на презентации хора MusicAeterna осенью 2011 года, и с тех пор пермские меломаны мечтают услышать потрясающее произведение полностью.

В Органном зале Пермской краевой филармонии 28 мая (18.00) пройдёт фортепианный концерт, который опять-таки не обойдётся без мировой премьеры: Антон Батагов будет играть «Избранные письма Сергея Рахманинова», а Полина Осетинская и композитор Владимир Мартынов впервые исполнят «Переписку», сочинённую Мартыновым и Георгием Пелецисом буквально «по переписке». Авторы совместно придумали идею, а затем пересылали друг другу письма с нотами новых частей, развивавших и дополнявших общий замысел.

Позже в тот же день (22.00) в Доме Дягилева выступит Московский ансамбль современной музыки, который приезжает на каждый Дягилевский фестиваль, включая самый первый.

Пермский балет представит 29 мая (19.00) недавние премьеры: «Свадебку» Стравинского в хореографии Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта.

В тот же день (21.30) в Доме Дягилева состоится сольный концерт пианистки Юлианны Авдеевой, которую за элегантный сценический имидж «унисекс» и темпераментную манеру игры меломаны прозвали «демоном во фраке» и «русской Жорж Санд». В программе — три фортепианные пьесы Франца Шуберта, «Ночной Гаспар» Равеля и Соната для фортепиано №7 Прокофьева.

На сцене Пермского академического Театра-Театра произойдёт 30 мая (20.00) событие, которое претендует на статус «главной сенсации» Дягилевского фестиваля, — будет показан спектакль Ромео Кастеллуччи «Ресторан «Времена года».

Объединяющий в своём творчестве элементы перформанса, традиционного театра, арта и постдраматического театра итальянский провокатор Ромео Кастеллуччи приглашён на Дягилевский фестиваль-2013 в качестве одного из резидентов. «Времена года» (The Four Seasons) — название знаменитого ресторана, существующего в действительности в Нью-Йорке и считающегося символом Манхэттена.

Спектакль Кастеллуччи отталкивается от фрагмента из биографии художника-абстракциониста Марка Ротко, которому руководство фешенебельного ресторана заказало несколько картин. Согласившийся поначалу художник в итоге разорвал контракт, мотивировав это тем, что он не желает обслуживать «богатейших ублюдков Нью-Йорка».

В Органном зале в тот же день (18.00) выступит The Hilliard Ensemble — один из лучших в мире ансамблей старинной музыки. Камерный вокальный ансамбль The Hilliard Ensemble состоит из четырёх английских джентльменов — контртенора, двух теноров и баритона. Коллектив назван в честь британского художника-миниатюриста Николаса Хиллиарда, жившего на рубеже XVI-XVII веков и прославившегося портретами королевы Елизаветы I и ёе придворных. Созданный в 1974 году квартет наряду с музыкой Средневековья, Ренессанса и эпохи барокко исполняет произведения ныне живущих композиторов, среди которых — Арво Пярт, Гэвин Брайерс, Гия Канчели, Хайнц Холлигер.

Относительно спокойный день — 31 мая, «полупередышка» в фестивальном марафоне. Большинство гостей отправятся на экскурсию в Чердынский район, а в Перми состоятся лишь два камерных концерта, оба — в Органном зале: квартет им. Ойстраха во главе с Андреем Барановым (18.00) выступит с произведениями Чайковского и Шостаковича, а пианист Алексей Любимов и оркестр MusicAeterna (20.00) — с чрезвычайно причудливой программой, в которой Шуберт сочетается с крутейшими авангардистами эпохи Миллениума.

А уже 1 июня (15.00) в Органном зале пианист Алексей Гориболь, тенор Эндрю Гудвин и учащиеся Пермской хоровой капеллы мальчиков дают концерт «Приношение Бенджамину Бриттену» в честь 100-летия со дня рождения английского композитора.

Вечером (19.00) на сцене Театра-Театра — ещё одна «главная сенсация», которая, как и первая, находится в сфере синтетического экспериментального театра: музыкально-танцевальный перформанс Lo Real/Le Reel/The Real, что в переводе с европейских языков означает «реальный». Это торжество танца в исполнении «лучшего танцора фламенко 2010 года» испанца Израэля Гальвана и не менее знаменитых танцовщиц Майи Белен и Изабель Байон. Отправной точкой внутреннего сюжета музыкально-танцевального перформанса послужила тема вынужденной миграции европейских цыган в годы Второй мировой войны. Жизнь и смерть, любовь и насилие — эти противоположности в спектакле то сталкиваются, то вновь отдаляются, подобно дрейфующим в море льдинам.

Страстному танцу аккомпанируют гитарист и два вокалиста.

Закрытие фестиваля состоится 2 июня (19.00) в Пермском театре оперы и балета. Как в прошлом году, на закрытии будет играть Большой фестивальный оркестр, собранный Курентзисом из музыкантов, уже имеющих сольную карьеру. Концерт посвящён 100-летию со дня первого исполнения «Весны священной» Игоря Стравинского, и в программе — произведение-юбиляр, а также Концерт для оркестра Белы Бартока. За пультом — Теодор Курентзис.

Кроме основной программы Дягилевского фестиваля, состоящей из больших концертных и театральных событий, есть ещё суперэстетская дополнительная программа. Своё участие в фестивале подтвердил легендарный театральный режиссёр, создатель «Школы драматического искусства» Анатолий Васильев. В Музее советского наива — премьерный показ видеоверсии культового спектакля «Серсо» (1 июня, 11.00), по завершении которого состоится встреча с Анатолием Васильевым. Премьера спектакля «Серсо» в Театре на Таганке состоялась в июне 1985 года и осталась главным событием и последующего, 1986 года. Спектакль в постановке Васильева на долгие годы стал эталоном режиссёрского мастерства.

По традиции, в программе Дягилевского фестиваля участвует и Пермская государственная художественная галерея. С 27 мая по 15 июня здесь откроется выставка «Ромео и Джульетта». Премьера после премьеры», посвящённая спектаклю Кеннета Макмиллана. В экспозиции — фотографии, театральные эскизы, раритетные объекты.

Юлия Баталина | Новый Компаньон

поиск