09 февраля 2023
Сегодня
10 февраля 2023
11 февраля 2023
12 февраля 2023
15 февраля 2023
16 февраля 2023
18 февраля 2023
19 февраля 2023
22 февраля 2023
25 февраля 2023
26 февраля 2023
01 марта 2023
02 марта 2023
05 марта 2023
07 марта 2023
08 марта 2023
10 марта 2023
11 марта 2023
14 марта 2023
15 марта 2023
17 марта 2023
18 марта 2023
19 марта 2023
21 марта 2023
01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
Пресса
  • Февраль
    09
  • Март
  • Апрель
27.09.2011
Новый Компаньон: Французская ?Кармен?

В Пермском театре оперы и балета начался 140-й сезон, и чувствуется, что в связи с торжественностью даты к формированию репертуара здесь относятся очень тщательно. К центральному событию первой половины сезона — премьере оперы Моцарта Cosi fan Tutte («Так поступают все женщины») — зрителей готовили постепенно. Не случайно первой оперой, исполненной после открытия сезона, стала «Кармен» в постановке прежнего художественного руководителя театра Георгия Исаакяна, но с «тюнингом» от его преемника Теодора Курентзиса.

Опера «Кармен» — один из самых нашумевших исаакяновских спектаклей. В 2006 году он выдвигался на «Золотую маску» и вызвал настоящую критическую бурю. Вольности, допущенные Исаакяном на сцене, так возмутили критическое сообщество, что по уровню скандальности пермская опера почти сравнилась с «Детьми Розенталя» в Большом театре. В то же время менее нервные наблюдатели не смогли не оценить стильность постановки и её внутреннюю логичность, а также красивый голос, темперамент и великолепные внешние данные пермской Кармен — Надежды Бабинцевой.

Исаакян отказался от цыганских юбок и цветов в волосах, непременных в традиционных трактовках «Кармен». Действие его спектакля происходит во Франции времён фильмов «новой волны». Кармен — не размашистая испанка, а сдержанная, загадочная, внешне холодноватая француженка, в которой тем не менее проглядывает внутренний огонь. В качестве примет эстетики кино 1960-х годов — бытовые детали на сцене, прежде всего так возмутившая многих сантехника.

Исаакян всячески подчёркивает, что «Кармен» — французская опера, написанная по французской повести. Испания — не более чем условность, а суть — история экзистенциальной войны мужского и женского начал.

При таком подходе кому нужен стандартный текст либретто? Поскольку к словам никто и не прислушивается, исполнение оперы по-французски выглядит просто логическим продолжением «офранцузивания» всей истории.

Внешне постановка ничуть не изменилась: основной интерес Курентзиса, конечно, связан с музыкой. Здесь были предприняты самые серьёзные усилия. Любовь маэстро к громкому и энергичному звучанию оркестра вполне оправдала себя, когда зазвучала знаменитая увертюра. Отлично, очень бодро звучал хор (хормейстер Дмитрий Батин в финале получал букеты и аплодисменты вполне заслуженно).

Первое же появление Кармен вызвало некоторое недоумение в зале: Наталья Буклага, которую Курентзис предпочёл Надежде Бабинцевой, исполнила культовую хабанеру тихо-тихо, на самом рискованном пианиссимо. При этом она так старательно модулировала, что, казалось, вот-вот сознание потеряет от внутренних усилий. Было понятно, чем певица пленила маэстро: она спела очень точно и чисто. Но темперамент Кармен пропал полностью — Буклага была сдержанной и даже зажатой. По части голосового богатства новая Кармен большого впечатления не произвела: её голосовые возможности уступают выучке и старательности. Зато выглядела Буклага очень по-французски в ярко-красном мини на высоких каблуках — длинноногая, стройная, с отличной причёской в стиле 1960-х.

«Хозе» Михаил Векуа, «позаимствованный» из Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, был её противоположностью: пел он красиво, играл темпераментно, заразительно, а выглядел забавно, что, впрочем, ему легко простили. Все понимали: у Векуа в Перми нет ни одного конкурента — с тенорами в театре всегда были проблемы. Обаятельный певец заработал в финале бурные зрительские овации, так же как и баритон Максим Аниськин из Новосибирска, певший партию Тореадора. Появление француженки Анны Касьян в роли Микаэлы сенсацией не стало, хотя и её «разогретая» публика принимала очень тепло.

Нельзя сказать, что «Кармен» стала выглядеть по-новому. Но ощущения старого, заигранного спектакля точно не было. Даже те, кто видел эту постановку не единожды, ощутили свежий интерес, будто речь шла о настоящей премьере.

Источник

поиск