24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
31.03.2014
КоммерсантЪ: Занимательное самоубийство

В Пермском театре оперы и балета состоялась мировая премьера классического балета «Голубая птица и принцесса Флорина». Трехактный спектакль на музыку Адольфа Адана был создан по лекалам XIX века для учащихся Пермского хореографического колледжа.

Фото: Максим Кимерлинг

Событие это беспрецедентное. Огромный классический балет — три акта, пролог и эпилог, восемь картин с переменами декораций, два часа чистого действия — родился практически из ничего. Не было в истории ни такой партитуры, ни такого сюжета — все сочинил худрук Пермского балета Алексей Мирошниченко. Из двух случайно откопанных в парижской библиотеке партитур автора «Жизели» Адана он скомпоновал одну (окончательный вид гибриду придал дирижер Пермского театра Валерий Платонов), из многостраничной и многолюдной сказки Мари-Катрин д`Онуа выкроил вполне стройное либретто. Пригласил постоянных соавторов, сценографа Эрнста Гейдебрехта и художника по костюмам Татьяну Ногинову, и поставил балет с оглядкой на «Спящую красавицу» Мариуса Петипа.

Сюжет таков: магия злой мачехи превратила возлюбленного принцессы в птицу, но Флорина опознала душу любимого сквозь голубые перья и во имя его спасения отдала жизнь, бросившись с башни замка. Спасенный — очеловеченный — принц жить не пожелал, спрыгнув вслед за любимой. Тут в дело вмешались две феи, оживив самоубийц и покарав мачеху. Свадебный танцевальный пир завершил епископ, торжественно повенчавший новобрачных в католическом соборе.

Довеском к общей беспрецедентности проекта стало то, что весь этот сложносочиненный дорогостоящий спектакль с самого начала предназначался хореографическому колледжу — для остро необходимой производственной практики. Новыми балетами российских детей не баловали и не балуют — обычно они довольствуются концертами или адаптациями классики.

Пермским же школьникам всех возрастов достался собственный спектакль размером со «Спящую красавицу» (правда, для главных героев хореограф Мирошниченко насочинял таких сложностей, что с партиями справились только примы и премьеры театра, и то с немалым трудом). Однако к нему приложена сложная эстетическая задача: «Голубая птица», стилизованная под XIX век, наполнена всевозможными выходами, шествиями и «разговорами руками» — той самой условной пантомимой, с которой советский театр боролся до начала XXI века. Так успешно, что теперь у нас не только дети, но и взрослые артисты не умеют актерствовать одновременно с жестикуляцией. Да что там — мало кто может ходить по сцене как человек, а не как журавль.

Конечно, пермякам трудно с непривычки протащить человеческие эмоции через строго регламентированные жесты. Лишь немногим — прежде всего злодейке Мадельгарде в исполнении школьной красавицы Ларисы Москаленко — удается не выглядеть ходячими манекенами в богатых средневековых костюмах. Самой живой на премьере оказалась принцесса Флорина — прима труппы Наталья Домрачева танцевала с легкостью, не позволившей заметить изнурительность ее партии, а мимировала с непринужденностью даже излишней: ее трогательная принцесса вела себя с простодушием крестьянки. Принц (Никита Четвериков), напротив, сосредоточился на аристократизме жестов, на двойных кабриолях и бризе с поворотами вокруг оси — на жертвенную любовь его уже не хватило. Голубая птица (в этой ипостаси принца предстал Руслан Савденов) и вовсе не заморачивалась романтическими и стилистическими бреднями, а с удовлетворением честного мастерового сигала свои содебаски и перекидные с заноской.

Из школьников выигрышнее всех выглядела Дарья Тихонова (фея Ночных грез): у этой еще не окрепшей девушки прекрасные линии ног, породисто выгнутый подъем, грациозная лебединая шея и та природная балеринская стать, которая не вырабатывается никакими репетициями. А наибольшую радость от танца получили подростки-горгульи из свиты мачехи-колдуньи: их злодейская роль позволяла вдоволь покривляться, поползать в присядках и попрыгать во «взрослых» полутрюковых жете.

Свободы обращения с материалом не хватило не только начинающим артистам — самому хореографу. Балет по заветам Петипа Алексей Мирошниченко поставил с великой серьезностью и почтительностью отличника, исключая возможность игры с историческими прототипами. У него оригинальность принесена в жертву канону, занимательность — полезности, балетмейстерское озорство — благонравию. Соблюдены основные правила иерархии «большого стиля»: умело поставлены многолюдные кордебалетные сюиты, два па-де-де, шестерки, двойки солистов. Однако примерному ученику не удалось достичь олимпийской безмятежности Петипа и Баланчина (тень которого явно проглядывает за неоклассическими акцентами, за темпами и связками, за стремительными разворачиваниями ног в арабесках). Те запросто строили свои вариации, ансамбли и целые акты балетов на двух-трех комбинациях. Алексей Мирошниченко, возможно, боясь показаться неизобретательным, втискивает в традиционные структуры такое количество па, что их устойчивость начинает осыпаться, — за бесконечным потоком движений исчезает та ось, на которой должно держаться все сооружение.

Однако каким-то непостижимым образом этот академический поток проносится легко и быстро: даже самые маленькие зрители не издают ни писка нетерпения. Разгадать такое противоречие не удалось: сказка на то и сказка, чтобы не поддаваться рациональному объяснению.

Татьяна Кузнецова | КоммерсантЪ

поиск