04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
  • Июнь
10.01.2013
Известия: Корпорация Sony записывает Моцарта на Урале

Пермский оперный театр закрылся на 10 дней, чтобы Теодор Курентзис озвучил трехчасовую партитуру Così fan tutte 

На первый взгляд заголовок можно воспринять примерно так же, как «Депардье приступает к работе в Тюменском драмтеатре». Но здесь всё взаправду. Одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира отправила экспедицию в Пермь, дабы запечатлеть для вечности изысканное творение позднего Моцарта — оперу Così fan tutte («Так поступают все женщины») — в интерпретации Теодора Курентзиса.

Несколько лет назад глава Sony Classical Богдан Росчич лично пригласил дирижера, тогда еще работавшего в Новосибирской опере, к сотрудничеству, находясь под впечатлением от его записей. В начале 2011-го Курентзис сменил сибирскую прописку на пермскую, но контактов с Sony не потерял. На Урале корпорация записывает уже третий его проект, а в будущем выпустит и «Дон Жуана», которым Курентзис завершит работу над трилогией шедевров Моцарта и Да Понте («Свадьба Фигаро» записана осенью 2012 года).

— Уговорить Sony было несложно: ради Курентзиса компания была готова поехать куда угодно, — уверяет генеральный менеджер Пермского театра Марк де Мони.

Согласились отправиться на восточный рубеж Европы и международные оперные звезды — Симона Кермес, Малена Эрнман, Кристофер Мальтман. Так что, строго говоря, «русская доля» проекта исчерпывается оркестром и хором.

Приглашение в Пермь модного дирижера Теодора Курентзиса, выходца из Греции и ученика легендарного Ильи Мусина, было одной из последних арт-операций прежнего руководства края. Напомним, губернатор Олег Чиркунов поставил стахановскую цель — к 2016 году превратить уральский город в «культурную столицу Европы». В апреле прошлого года г-н Чиркунов был отправлен в отставку, а сменивший его Виктор Басаргин решил поубавить щедрые бюджетные вливания в современную культуру.

Сейчас в крае даже нет министра культуры: прежнего переманили в Москву на пост советника Владимира Мединского, а с новым Виктор Басаргин никак не может определиться.

Столичные культурные варяги во главе с Маратом Гельманом к Перми быстро охладели, благо что Басаргин недвусмысленно намекал: причиной отставки предыдущего губернатора стало именно то, что он «заигрался» с Гельманом.

А Курентзис перемену ветра пережил спокойно. Более того: пока остальные ностальгировали по ушедшим временам, он перехватил инициативу в пермской культурной революции. С истинно греческим достоинством г-н Курентзис рассказал «Известиям», что «не верит в большие слова вроде «культурной столицы Европы», а верит в большие дела».

— Не хочу громких заявлений. Если мы делаем самый интересный проект в Европе, пусть люди приходят и наслаждаются этим проектом. Посмотрите, кто еще в России пишет Моцарта с такими певцами и на исторических инструментах для международных лейблов?

В пресс-службе губернатора Пермского края «Известия» заверили, что у Басаргина и Курентзиса «очень хорошие отношения». Во время их встречи, состоявшейся в сентябре прошлого года, глава региона даже пообещал учесть при проектировании новой сцены оперного театра все пожелания дирижера.

— Подробно мы с Виктором Басаргиным пока не говорили, — уточнил «Известиям» сам Курентзис. — Но все планы у нас сохраняются. В целом он хорошо относится к нашим делам.

Очевидное преимущество «дел» Курентзиса еще и в том, что они порой обходятся без бюджетного финансирования: пресс-служба губернатора подтвердила, что к исторической записи моцартовской оперы руководство края никакого отношения не имеет.

Театр финансово в проекте тоже не участвует, хотя несет косвенные убытки — на десять дней его пришлось закрыть для публики.

— Изначально мы рассчитывали, что найдем в Перми студийное помещение для записи. Но, исследовав все возможности, поняли, что театр является лучшим местом, — объясняет г-н де Мони. Он воспринимает проект как инвестиции в будущее и планирует возместить январский дефицит спектаклей в другие периоды года.

Теодор Курентзис добавляет, что акустикой зала, построенного в 1870 году, звукорежиссеры довольны. В последнее время она была скорректирована: убрали навес над оркестровой ямой, сняли мягкие тканевые материалы, «съедающие» звук.

Несмотря на большие затраты, проект Sony окупится, уверена глава департамента по связям с общественностью ФГУП «Фирма «Мелодия» Карина Абрамян.

— Российская культура вызывает большой интерес в мире. Sony это поняла. Если диски Così fan tutte будут продаваться за рубежом, проект даст прибыль, — сказала г-жа Абрамян «Известиям».

Сам же маэстро Курентзис преследует более возвышенные цели.

— Этот проект не ради прибыли. Мы формируем вкус и современную эстетику. Нам есть что сказать. Это международное заявление о новой линии в интерпретации классики, — уверен дирижер.

По предварительной информации, оценить заявление Курентзиса поклонники прекрасного смогут в сезоне-2013/14, когда «Свадьба Фигаро» и Così fan tutte должны поступить в продажу.

поиск