13 декабря 2019
Сегодня
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
  • Январь
29.10.2013
Новые известия: Неклассический балет. Испанцам показали «Свадебку» Стравинского и «Шута» Прокофьева

В Королевском театре Испании начались русские сезоны и начались с балета. В Мадрид прибыла практически в полном составе балетная труппа Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского вместе с художественным руководителем и дирижером театра Теодором Курентзисом, главным балетмейстером Алексеем Мирошниченко и директором оперной труппы Виталием Полонским, а также камерный хор и оркестр MusicAeterna.

Пермяки показали испанской публике два уникальных одноактных балета – «Свадебку» Игоря Стравинского в постановке классика современной хореографии Иржи Килиана и «Шута» Сергея Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко. В испанской столице Пермский балет дал всего шесть спектаклей, вчера, 28 октября, состоялся заключительный вечер русского балета. Но уже через неделю, 4 ноября, гастроли Пермского театра в Мадриде продолжатся оперой «Королева индейцев» барочного английского композитора Генри Перселла в постановке Теодора Курентзиса и режиссера Питера Селларса, премьера которой состоялась в Перми совсем недавно – 25 сентября.

Русская балетная школа для иностранцев – что-то уникальное, единственное в своем роде, поэтому гастролей Пермского балета в Мадриде очень ждали все балетоманы. Правда, далеко не все ожидания оправдались: многие были уверены, что из России опять привезут исключительно классику. «А где же «Лебединое озеро» и «Жизель»? – задавались вопросом некоторые испанские журналисты даже после пресс-конференции, где представители двух театров – Пермского и Королевского – долго и подробно объясняли мотивы и причины выбора балетов. Одной из них было именно желание избавиться от штампа о том, что «мы должны возить только классику», как сказал Алексей Мирошниченко, а другая причина – чисто объективная: больших балетных гастролей в Мадриде, во время которых можно было показать 5–6 больших балетов, включая знаменитую русскую классику, запланировано не было. «Мы привезли в Испанию балеты «Свадебка» и «Шут», потому что их выбрал советник по художественной политике Театра Реал Жерар Мортье, давний друг Пермского театра, который каждый год приезжает на наш Дягилевский фестиваль», – рассказал «НИ» Алексей Мирошниченко.

Профессиональное чутье и умение всегда быть на шаг впереди, угадывая желания и чаяния публики, пусть еще ею и не вполне осознаваемые, не подвели Мортье и на этот раз. Да, он сильно рисковал, делая ставку на новые, буквально с пылу с жару, балеты, один из которых вообще неизвестен в Испании, но риск себя оправдал: публика принимала россиян очень тепло и хорошо.

Испанцы увидели два прекрасных и по-настоящему уникальных балета. Это «Свадебка» Стравинского (сам композитор назвал это произведение «Хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания Петра Киреевского») в постановке чеха Иржи Килиана, одного из выдающихся танцовщиков и хореографов нашего времени с очень узнаваемым стилем. И «Шут» Прокофьева (полное название балета – «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», создан по мотивам сказок Пермского края) в оригинальной постановке Алексея Мирошниченко. Эти балеты и в России-то, кроме пермяков, видели пока немногие. Премьеры состоялись в Перми: «Шут» – 1 декабря 2011 года, «Свадебка» – 21 июня 2012 года, после чего в рамках программы «Золотой маски» их увидела московская публика. И все. Так что мадридцам, увидевшим необыкновенно яркие, колоритные и очень русские балеты, действительно очень повезло. И тот, и другой спектакль впервые представил публике знаменитый русский антрепренер Сергей Дягилев в начале 20-х годов прошлого века. Но «Свадебку», ставшую иконой модернизма в балете, периодически ставили, а «Шута» ждало 90-летнее забвение. Балет «Шут» на сегодняшний день – не просто штучный спектакль, пермская постановка – единственная в мире. Его премьера состоялась в 1921 году в Париже, потом была пара спектаклей в Лондоне и все. Дягилев запрещал снимать свои спектакли, его балеты потом восстанавливали по воспоминаниям, и «Шут» остался лишь в виде упоминаний в биографиях Сергея Прокофьева и книгах по истории искусства и балета. Поэтому пермская постановка – по сути, первая хореография балета. Этот проект – еще и реконструкция творчества художника-авангардиста Михаила Ларионова, автора сценографии и костюмов «Шута». Историческая сценография балета – яркая и самодостаточная, настолько, что танец ее местами лишь дополняет и она совсем не устарела. Озорная, лоскутная и даже провокационная музыка Прокофьева в интерпретации дирижера Пермского театра Валентина Урюпина и оркестра Королевского театра звучала сочно и современно. Александр Таранов (Шут) и его партнерша Ляйсан Гизатуллина (Шутиха) танцевали с настроением и обаянием. «Этот спектакль из музея истории балета наконец-то вышел на сцену, – говорит Алексей Мирошниченко. – Ровно через 90 лет после его премьеры».

«Свадебка» в постановке Иржи Килиана исполняется русским театром впервые, к тому же с 1982 года, когда состоялась ее премьера на сцене Нидерландского балетного театра, она нигде больше не ставилась, так что спектакль не из «заезженных». Смотрится на одном дыхании, хореография гармонично дополняет и иллюстрирует музыку, вокальные партии и хоровое пение, музыка и танец не перекрывают друг друга, а удивительным образом соединяются. Для исполнения произведения, задумывавшегося Стравинским как «дивертисмент», а не как этнографический музыкальный спектакль (в задачу композитора по его же признанию «совершенно не входило воссоздание обряда деревенских свадеб»), были привлечены лучшие силы Пермского театра: солисты и артисты балета, хор и оркестр MusicAeterna, которыми дирижировал сам маэстро Теодор Курентзис. Вокальные партии исполнили солисты театра Надежда Кучер (сопрано), Наталия Буклага (меццо-сопрано), артист хора MusicAeterna Василий Коростелев (бас) и петербуржец Станислав Леонтьев (тенор).

Наталья Тимашева | Газета «Новые известия»

поиск