22 мая 2019
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
  • Июнь
17.03.2014
Expresso: В Лиссабон с Урала

Наконец мы смогли увидеть на сцене вживую знаменитого греко-российского маэстро Теодора Курентзиса. Дирижер известен своими повадками поп-звезды, любовью к поэзии Рильке и, конечно, как основатель оркестра MusicAeterna и художественный руководитель Театра оперы и балета в Перми, города на краю европейской части России, посреди Уральских гор. Маэстро предстал перед португальской публикой в свой 42-й день рождения — 24 февраля. Этого харизматичного музыканта (в свободное время Теодор Курентзис еще и актер) называют «нарциссический анархист» — десять лет назад он провозгласил себя спасителем (или революционером) классической музыки. И судя по всему, ему вполне это удается. Совместные проекты Курентзиса с постановщиком Черняковым уже стали легендарными.

Высокий, худощавый Курентзис поднялся на сцену весь в черном: ботинки, плотно облегающие брюки, рубашка-балахон и волосы, собранные в пучок. Это мастерская манера дирижирования: руки и пальцы взлетают как мотыльки — техника его учителя, Ильи Мусина, также наставника Гергиева, — и ноги исполняют роль дополнительных ударных инструментов эпохи барокко. В зрительном зале были те, кого такое представление сбивало с толку, но не меня. Однако нужно быть осторожным: Жан-Батист Люлли умер от гангрены в 1867 году, после того как поранил ногу, отбивая такт дирижерской палочкой. За исключением трех лютнистов, музыканты играют стоя. Программа объединила псалом Dixit Dominus (1707), созданный Генделем в короткий (однако важнейший) итальянский период, и оперу «Дидона и Эней» (1689) Генри Пёрселла. Курентзис — чародей. В его руках музыка превращается в драму, разворачивающуюся на краю бездны, в спектакль звука и света. Иногда сцена, кажется, наполнена силуэтами, изрезанными бледными лучами. В Dixit Гендель нарушает все правила и создает совершенно удивительное произведение. Курентзис подчеркивает ритмические контрасты и с почтением к оригиналу преобразовывает наиболее динамические моменты в почти неслышимые — мгновения спокойствия во время бури.

Анна Прохаска при исполнении Tecum Principium в Dixit придала голосу теплые ноты и создала незабываемый образ Дидоны. В знаменитом плаче, завершающем оперу, When I’m laid in Earth (которому предшествует длинная пауза) Анна не нуждалась в партитуре и представила поражающее воображение легато. Все остальные, от Тобиаса Берндта в роли Энея до Элени Стамеллу в роли Белинды, были превосходны. Иными словами, я никогда не слышал, чтобы опера «Дидона и Эней» исполнялась так глубоко драматично и волнующе. Пуристы могут пожаловаться на некоторую инструментальную погрешность, однако, как объясняет Курентзис, академический перфекционизм похож на секс в презервативе.

Жорж Каладу | Португальское издание Expresso

поиск