30 ноября 2020
02 декабря 2020
17 декабря 2020
18 декабря 2020
23 декабря 2020
24 декабря 2020
25 декабря 2020
27 декабря 2020
28 декабря 2020
29 декабря 2020
30 декабря 2020
31 декабря 2020
Пресса
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
  • Декабрь
11.04.2014
Ведомости: Курентзис сломал «четвертую стену»

Дирижер Теодор Курентзис после десятилетнего перерыва появился в Петербургской филармонии, представив Хоровой концерт Альфреда Шнитке.

Выпускник Петербургской консерватории, который приобрел в последние годы мировую известность, но до сих пор не признан концертными институциями города на Неве, в Петербургской филармонии выступал раньше лишь дважды: во время учебы в консерватории и десять лет назад, в год трехсотлетия Петербурга. Неизвестно, на сколько лет еще затянулась бы пауза, если бы не инициатива организаторов фестиваля «Академия Православной музыки», ежегодно представляющих в Большом зале циклы «Великопостных концертов». Их усилиями меломаны и фанаты Курентзиса получили возможность увидеть кумира в Большом зале Филармонии.

Магическое рождение хорового звучания из тишины — таков был генеральный прием, что применил Курентзис в работе с хором, целенаправленно добиваясь сакрального настроения в условиях светского концерта. «Скорбные песнопения» из книги средневекового армянского схимника-монаха Григора Нарекаци идеально резонировали со временем: концерт проходил накануне Страстной недели. Курентзис с первых же тактов объединил зал возвышенно-благоговейным переживанием: это был род «сердечной молитвы» — трепетной и смиренной. Он работал с самим«веществом» хорового звука; лепил его, как глину, распространял окрест, создавая удивительные пространственные эффекты. Утвердившись посреди зала, в центральном проходе, Курентзис сломал невидимую преграду между залом и сценой. Хор, выдвинутый до авансцены, зазвучал ярче, осязаемей и рельефней. Курентзис придал исполнению Хорового концерта черты византийской литургии. В финале, на нескончаемом «Аминь», хор разошелся на два полухория — антифоны, обтекая по кругу аудиторию. Звук, как в византийском богослужении, менял параметры по мере движения и наконец затихал вдали, уже за пределами зала. Публика оказалась будто окольцована звуком, и неожиданно возникло искомое ощущение соборности — единения всех со всеми: общая ценность, которую каждый вынес с концерта.

В качестве бонуса публике предложили хоры из «Королевы индейцев» Перселла. Чувствовалось, что Питер Селларс, осуществивший постановку Перселла в Пермском театре, не пожалел времени на работу с хором. Не случайно и спектакль, и дирижер, и Камерный хор MusicAeterna были номинированы на европейскую премию Opera Awards в этом году.

поиск