04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
  • Июнь
16.10.2014
Ведомости: Теодор Курентзис прошел «Зимним путем» Шуберта и Ханса Цендера

Фестиваль современного искусства «Территория» провел свой концерт в Большом зале консерватории, приятно наводнив интересующейся молодежью респектабельные стены. Богема и меломаны тоже явились, что неудивительно, поскольку выступал Теодор Курентзис. Интернациональный стиль для него обычен: он привез из Перми немецкий проект с участием английского солиста. Прозвучало сочинение с приводящим в романтический трепет названием «Зимний путь» — однако это был не просто вокальный цикл Шуберта, а его оркестровая версия, сделанная в 1993 г. немецким композитором и дирижером Хансом Цендером.

Там, где другой оркестровщик ограничился бы переложением фортепианной партии на оркестр, Цендер развернул целую собственную симфонию, проявив себя в искусстве партитуры истинным немцем, предпочитающим любованию чистотой тембров их смешение. В одних случаях тончайшая, в других намеренно грубая работа Цендера была дотошно сыграна оркестром musicAeterna. Каждая из двадцати четырех песен становилась отдельным кунштюком с собственной оркестровой драматургией. Шуберт звучал всеми красками, по всех тональностях, одновременно сам с собою, изо всех точек пространства, а местами в оркестре слышались Малер, Вайль и японские плектры. Тенор Стив Давислим по большей части пел шубертовскую вокальную строчку, но и ему приходилось по воле Шубертова соавтора порой декламировать жалобные тексты Вильгельма Мюллера без нот, пропевать их на манер Шенбергова Spreсhstimme или выкрикивать в мегафон в духе печально известного фюрера.

Аудитория быстро смекнула, что после каждой песни имеет смысл аплодировать, что было бы невозможо при исполнении оригинала. Вспомнил ли кто-нибудь спектакль Кристофа Марталера «Прекрасная мельничиха» — по другому шубертовскому циклу? У Марталера Шуберт был музыкой бюргеров с пивными животами, его поделом было коверкать и щипать. Цендер проделал с Шубертом подобное чисто музыкальными средствами — и академический «Зимний путь», который мы знаем в исполнении топ-звезд вокала, оказался музыкой кабаре и авангарда.

Петр Поспелов | Ведомости

поиск