18 апреля 2024
Сегодня
19 апреля 2024
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    18
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.10.2014
Teatrall.ru: Эпохальная зима Курентзиса

Интерес к вокальному циклу «Зимний путь» в масштабе двух столетий можно обозначить константой, о чем, в частности, свидетельствует монография в двух томах, написанная музыковедом и журналистом Райнером Нонненманном. В систематизированном труде он упоминает и «сочиненную интерпретацию» (как обозначено в партитуре) немецкого композитора и дирижера Ганса Цендера. В 1993 году он создал свою версию «Зимнего пути» для тенора и камерного оркестра. В Москве ее исполнили впервые — в финале ежегодного фестиваля «Территория».

Большой зал консерватории – не самая удобная площадка для актуальных перформансов. Здесь всегда все очень академично, поэтому несколько лет подряд на «Территории» Теодор Курентзис старался найти для выступлений такой антураж, который бы помогал публике обрести более четкое понимание дирижерского замысла – играли в стенах Римско-католического собора и подвалах Винзавода. С консерваторией, тем не менее, сложилось удачно: маэстро решил погрузить зал в темноту, и этот ход оказался выигрышным – обстановка не отвлекала от главного, давала возможность максимально абстрагироваться от внешнего и полностью сконцентрироваться на музыке.

«Зимний путь» – долгое, мрачное странствие, интимный монолог с элементами отчаяния, доведенного до грани безумия. Если говорить о настроении и проводить параллели, то первое, что приходит на ум – драма Ларса фон Триера «Меланхолия», в том же ключе, торжественно-трагично повествующая о завораживающем уходе за пределы жизни. Песенный цикл, сплетенный из разрозненных эмоциональных откровений (на стихи Вильгельма Мюллера), получил в интерпретации Ганса Цендерамножество других смыслов. Наш современник совершил попытку привести Шуберта в XXI век, в каждой песне сообщив о музыкальных направлениях, появившихся после смерти первого композитора-романтика.

Пересочиненный «Зимний путь» для Курентзиса – тот желанный материал, с которым как в лаборатории можно проводить эксперименты по звукоизвлечению. Весной, когда на «Золотую маску»привозили «Свадьбу Фигаро», Теодор рассказывал, что может со своим оркестром musicAeterna целый день репетировать только четыре такта, стараясь достичь абсолюта в звучании. С «Зимним путем»маэстро тоже не смог не «поиграть»: разделил духовые на группы и сообщил каждой из них индивидуальное задание. Музыканты оказывались в самых неожиданных уголках зала и даже за его пределами, в фойе, исполняя свои партии «вслепую».

Кто-то может сказать, что Теодор – личность, от природы наделенная театральностью, поэтому, не противясь своим пристрастиям, старается широко применять в концертном формате элементы режиссуры. На самом деле Курентзис никогда не стремится создать на сцене лишних смыслов – он как тонкий, чуткий художник тщательнейшим образом и с глубоким пониманием дела подбирает краски и инструменты для каждого своего проекта. Курентзис – не из тех, кто свыкается с «проходными» выступлениями, это не вписывается в его философские принципы. И этот подход, честный и альтруистичный, привлекает на концерты пермского маэстро особенную публику – хипстерскую молодежь, рафинированную интеллигенцию и представителей культурной богемы.

Следующая высадка пермского десанта ожидается в декабре – в Большом театре Теодор и его команда исполнят оперу «Королева индейцев». В афише фигурирует всего один показ.

Юлия Чечикова | Teatrall.ru


поиск