Время чтения: 4 мин

Эпохальная зима Курентзиса

Интерес к вокальному циклу «Зимний путь» в масштабе двух столетий можно обозначить константой, о чем, в частности, свидетельствует монография в двух томах, написанная музыковедом и журналистом Райнером Нонненманном. В систематизированном труде он упоминает и «сочиненную интерпретацию» (как обозначено в партитуре) немецкого композитора и дирижера Ганса Цендера. В 1993 году он создал свою версию «Зимнего пути» для тенора и камерного оркестра. В Москве ее исполнили впервые — в финале ежегодного фестиваля «Территория».

Большой зал консерватории — не самая удобная площадка для актуальных перформансов. Здесь всегда все очень академично, поэтому несколько лет подряд на «Территории» Теодор Курентзис старался найти для выступлений такой антураж, который бы помогал публике обрести более четкое понимание дирижерского замысла — играли в стенах Римско-католического собора и подвалах Винзавода. С консерваторией, тем не менее, сложилось удачно: маэстро решил погрузить зал в темноту, и этот ход оказался выигрышным — обстановка не отвлекала от главного, давала возможность максимально абстрагироваться от внешнего и полностью сконцентрироваться на музыке.

«Зимний путь» — долгое, мрачное странствие, интимный монолог с элементами отчаяния, доведенного до грани безумия. Если говорить о настроении и проводить параллели, то первое, что приходит на ум — драма Ларса фон Триера «Меланхолия», в том же ключе, торжественно-трагично повествующая о завораживающем уходе за пределы жизни. Песенный цикл, сплетенный из разрозненных эмоциональных откровений (на стихи Вильгельма Мюллера), получил в интерпретации Ганса Цендерамножество других смыслов. Наш современник совершил попытку привести Шуберта в XXI век, в каждой песне сообщив о музыкальных направлениях, появившихся после смерти первого композитора-романтика.

Пересочиненный «Зимний путь» для Курентзиса — тот желанный материал, с которым как в лаборатории можно проводить эксперименты по звукоизвлечению. Весной, когда на «Золотую маску»привозили «Свадьбу Фигаро», Теодор рассказывал, что может со своим оркестром musicAeterna целый день репетировать только четыре такта, стараясь достичь абсолюта в звучании. С «Зимним путем»маэстро тоже не смог не «поиграть»: разделил духовые на группы и сообщил каждой из них индивидуальное задание. Музыканты оказывались в самых неожиданных уголках зала и даже за его пределами, в фойе, исполняя свои партии «вслепую».

Кто-то может сказать, что Теодор — личность, от природы наделенная театральностью, поэтому, не противясь своим пристрастиям, старается широко применять в концертном формате элементы режиссуры. На самом деле Курентзис никогда не стремится создать на сцене лишних смыслов — он как тонкий, чуткий художник тщательнейшим образом и с глубоким пониманием дела подбирает краски и инструменты для каждого своего проекта. Курентзис — не из тех, кто свыкается с «проходными» выступлениями, это не вписывается в его философские принципы. И этот подход, честный и альтруистичный, привлекает на концерты пермского маэстро особенную публику — хипстерскую молодежь, рафинированную интеллигенцию и представителей культурной богемы.

Следующая высадка пермского десанта ожидается в декабре — в Большом театре Теодор и его команда исполнят оперу «Королева индейцев». В афише фигурирует всего один показ.

Юлия Чечикова | Teatrall.ru

Главная Журнал Пресса Эпохальная зима Курентзиса