27 апреля 2024
Сегодня
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    27
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
19.12.2023
Дали «Слово». Новый компаньон
Пермский балет сыграл премьеру по мотивам древнерусской повести о полку Игореве

Фото: Никита Чунтомов


Премьера «Ярославны» (12+) в Перми была ознаменована двойным возвращением. Алексей Мирошниченко после перерыва в несколько лет поставил на, можно сказать, уже родной для себя сцене новый балет. А Артём Абашев продирижировал оркестром театра впервые после своего скандального ухода в начале 2022 года. Оба испытание повышенным вниманием выдержали с честью.

Статус руководителя балетной труппы российского театра обязывает быть не только менеджером, но и действующим хореографом. Официально Алексей Мирошниченко приступил к своим обязанностям в сентябре, но в массовом сознании "застолбить" возвращение должен был новый спектакль. Для постановки хореограф выбрал партитуру отечественного композитора Бориса Тищенко, до этого лишь трижды выведенную на балетную сцену: в год написания — 1974-м — в ленинградском Малом оперном театре, в 1977-м в Новосибирске и в 2017-м в Мариинском театре.

По словам Мирошниченко, музыка «Ярославны», как и литературный первоисточник — древнерусская повесть «Слово о полку Игореве», имеет для него большое значение. Это вещи, которые идут с человеком по жизни, дожидаясь повода быть поставленными. «Ярославна» пролежала в его творческом портфеле несколько десятилетий.

К своему спектаклю хореограф сочинил новое либретто, но от структуры, избранной композитором, не отступил ни на шаг. «Не могу представить к «Слову о полку Игореве» другой музыки, как невозможно представить себе в другом звучании «Лебединое озеро» или «Щелкунчика», — говорит Мирошниченко. — Иначе как озарением это не назовёшь: настолько понять, прочувствовать и найти убедительные музыкальные аналоги тексту «Слова…»!»


NCH-1116


Балет именуется «Ярославна», хотя ему больше подошло бы другое название — «Затмение» (у Бориса Тищенко оно указано в скобках то ли в качестве альтернативы, то ли подзаголовка; по одной из версий, выбор в пользу «Ярославны» был сделан под давлением цензуры). На самом деле, иначе как затмением разума не объяснить поступки ведущих героев. Русь, XII век, князь Игорь Новгород-Северский за спиной великого князя Киевского Святослава Всеволодовича организует поход на половцев: ему не дают покоя лавры предшественника, хочется прославиться собственными подвигами. Ничто не способствует его намерениям, даже природа трагическим предзнаменованием — солнечным затмением — предостерегает Игоря от ошибки. Но тот не внемлет. В результате — тысячи погибших воинов, сам князь в плену, и только молитвенный плач жены, княгини Ярославны, возвращает его домой.

В этом либретто Алексей Мирошниченко не похож сам на себя. Пожалуй, впервые он не пересказывает сюжет, а пишет поэтическое произведение, прибегая к древнерусскому слогу, тем самым приближаясь к «Слову о полку Игореве». Этому же принципу он следует в постановке спектакля, который можно описать как мифопоэтический. Для каждого эпизода постановщик находит несколько поэтических и символических хореографических паттернов, которые, точно буквицы, возвышаются над танцевальным почерком и концентрируют в себе дух ситуации. В картине княжеской междоусобицы, например, это удары наотмашь и выпрямленные, точно копья или стрелы, руки. В сцене с облачными девами, они же русалки, они же дальние родственницы виллис из балета «Жизель» — это легкие воздушные пробежки танцовщиц с вытянутыми вперёд руками и поднятыми ладонями, как в «Серенаде» Баланчина, и широкие округлые «объятия», которыми потусторонние невесты накрывают своих «женихов» — витязей, наутро погибающих в бою с половцами.


NCH-1049

Любопытно воплощён в танце плач Ярославны, но здесь это во многом объясняется решением композитора. Вопреки ожиданиям, перед нами не громогласная музыка рыданий и мольбы, а едва слышимая, молитвенного склада и медиативного переживания мелодия. Хореография здесь под стать — сокровенная.

Такое же потаённое чувство танца наполняет картину «Плач по убитому» — «Похороны кукушки», по либретто. В темноте с потолка спускаются длинные деревянные балясины, и к ним, как к деревьям в молитвенной роще, одна за другой подходят девушки. Никакого общего голоса ни в музыке, ни в хореографии, каждая танцует свою партию, должно быть, потому что боль — чувство индивидуальное. Не только в этой сцене, но и по ходу спектакля в целом Мирошниченко много внимания уделяет рукам. Он берёт за основу открытый широкий жест, маркирующий русский танец, и насыщает его оттенками — микродвижениями, за которыми прочитываются боль, тревога, агрессия, кичливость и прочие чувства.

Вообще, в этой премьере всё, ну или почти всё, оказывается в ладу друг с другом. Сценография Альоны Пикаловой знаковая: как пример — пять картонных макетов соборов из времени событий «Слова о полку Игореве», изготовленных по историческим обмерам и чертежам-реконструкциям. Они эмблематично представляют пятерых князей, малыми размерами намекают на многовековую дистанцию, отделяющую нас от происходящего, а когда их по ходу сюжета топчут половцы, — забирают на себя, точно талисманы, все переживания, вызванные последствиями междоусобиц. Запечатлевается в памяти и вышеупомянутая сцена с балясинами: оставив только их и ничего больше, сценограф добивается нужной атмосферы камерности и тонкой красоты, присущей молитве.


NCH-1146


Лаконичная и очень изящная коллекция костюмов Татьяны Ногиновой к «Ярославне», определённо, стала одной из лучших работ в её карьере. Очень хорош медведь из числа духа предков, в шерсти которого хочется зарыться. Не утяжелены, но при этом выглядят вполне милитаристскими доспехи витязей, а одеяние Ярославны — и вовсе отдельный шедевр. Ярославна — самый прозрачный (буквально) персонаж из всех в этой истории. Её костюм по форме не отличается от платьев других девушек, но в нём часть льняных фрагментов заменена тюлевыми, и добавлено больше голубых кусочков, что придаёт заглавной героине особое сияние и воздушность.

В отличие от остальных членов творческой команды, художник по свету Алексей Хорошев работает сочным мазком, никакого сфумато. Вероятно, это обосновано задачей — создать двоемирие с контрастными границами. Спектакль строится на визуальном противостоянии: условно христианский мир против условно языческого, день против ночи, а внимание зрителя переводится с общего плана на крупный и обратно. При такой структуре чем недвусмысленнее переходы, тем лучше.

Стоя за пультом, музыкальный руководитель «Ярославны» Артём Абашев ведёт спектакль чисто, аккуратно, неспешно, даруя минуту славы каждому солирующему инструменту в оркестре, партии которых композитор выписал в большом количестве. Несмотря на то что в буклетном интервью дирижёр признаётся, что до их пор ему не приходилось иметь дело с музыкой Бориса Тищенко, это не ощущается. В руках маэстро партитура, которую за редкостью исполнения можно назвать «незаслуженно забытой», обретает силу, мощь, стиль и очень актуальное звучание.

Руководит дирижёр и хором (хормейстеры-постановщики — Екатерина Антоненко и Вячеслав Козленко), который в этом произведении играет особую роль: он выступает и рассказчиком, и комментатором событий, а порой воспроизводит голоса действующих персонажей и самой природы. И в этой роли пермский хор, что уже стало приятной традицией, безупречен. Во время спектакля артисты стоят в ближайших к сцене ложах и исполняют на древнерусском фрагменты из «Слова о полку Игореве» в непосредственной близости от зрителей.

Без преувеличения, с Абашевым «Ярославне» повезло, и, приглашая его на постановку, Мирошниченко не прогадал. А если в недалёком будущем в концертном репертуаре Пермского театра оперы и балета вдруг появится программа с музыкой Тищенко, это будет логичным продолжением успеха данной премьеры.


NCH-1230


«Ярославна» стала первой балетной премьерой Пермского театра оперы и балета в текущем сезоне. Творческая команда, ранее выпустившая здесь «Щелкунчика» и «Баядерку», снова объединилась, чтобы сделать ещё один спектакль, которому, похоже, тоже суждена долгая жизнь. По крайней мере, премьерная серия, выпавшая на 14-17 декабря, прошла с успехом. Следующие показы «Ярославны» запланированы на 24 и 25 февраля.

Текст: Наталья Вороненко, Новый компаньон
поиск