Время чтения: 6 мин

Новый «Дон Жуан»: солисты в оркестровой яме и много арт-объектов на сцене

В Пермском оперном театре состоялась премьера оперы «Дон Жуан». Но это не восстановленный вариант, а совершенно новый спектакль. И если вы любитель классических канонов оперной постановки, то вам точно не сюда. Новая постановка в полном смысле слова — концептуальное произведение современного искусства. О премьере, ее концепции и сценографии — в материале 59.ru


ДЖ_Андрей Чунтомов3.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов

Дон Жуан — из архетипичных мифов

Сюжет о коварном обольстителе женщин и классическая музыка Моцарта совмещены с нестандартной сценографией и подачей режиссера Марата Гацалова. Он известен по постановкам «Пьяные» (18+) в пермском Театре-Театре, «Приход тела» (18+) в театре «ЦДР», «Чё» в Театре.doc и «Не верю» (16+) в Московском драматическом театре имени Станиславского. За работу в спектакле «Август: графство Осейдж» (16+) в новосибирском театре «Глобус» Гацалов получил премию «Золотая маска». В этом году он стал главным режиссером Пермской оперы, и работа над «Дон Жуаном» стала его дебютом на новом месте.

— Дон Жуан — один из ключевых персонажей европейской культуры, и это одна из важнейших опер, — объяснил Марат Гацалов выбор произведения. — Сам персонаж — из каких-то архетипичных мифов, это очень сложная история.

В поисках формы спектакля режиссер видит возможность диалога со зрителем.

— Когда собеседник категоричен и безапелляционен, диалогу сложно состояться, — рассуждает Марат. — Но он возможен, когда у него есть вариации. Два человека, которые ведут дискуссию, к ее концу могут измениться. Тут важен сам факт этой встречи: автор, который написал это произведение, группа постановщиков, которая рассуждает на эту тему и сочиняет форму, и зритель. Вот на этом стыке наша команда искала возможность создать мост между зрителем, выдающимся произведением и контекстом той реальности, в которой мы живем.

Музыкальную постановку оперы осуществил главный дирижер театра Артем Абашев.

ДЖ_Андрей Чунтомов4.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов

Пейзаж с березкой и сцена без артистов

Первое, что удивляет зрителя, вошедшего в зал, — отсутствие бортика в оркестровой яме. Если обычно во время спектакля музыканты невидимы, и мы о них практически забываем, то здесь они словно становятся действующими лицами, в чем-то заменяя второстепенных персонажей.

Первая сцена тоже несколько шокирует зрителей. Вместо привычных декораций с нарисованными задниками они видят классический музейный зал с картиной Малевича «Черный квадрат». Может показаться, что это банально, ведь кто только его не цитировал, но действие тут же сменяется видеосюжетом: транслируют реалистичный пейзаж с березкой. Под музыку Моцарта ее показывают настолько долго, что зрителю кажется, что его разыгрывают или упражняются на его терпении. Но спустя несколько минут наблюдения за пейзажем зритель понимает, что ракурс меняется, и домик, который сначала казался маленькой точкой, приближается и становится отчетливым. Попытка угадать, что хотел сказать этим пейзажем режиссер, тщетна. Но, может быть, и не стоит гадать?

Еще одна причина для удивления — расположение солистов. Их просто нет на сцене. Зритель слышит голоса, но не сразу понимает, что артисты находятся в оркестровой яме вместе с музыкантами. Тем временем на экране сцены начинают показывать их лица. Операторы тоже находятся в оркестровой яме и транслируют изображение в реальном времени. Оно настолько четкое, что мы можем следить за эмоциями и мимикой артистов. В этом приеме есть намек на нынешнюю реальность, когда живые спектакли во время пандемии вынуждены подменять их трансляцией.

ДЖ_Антон Завьялов2.jpeg
Фото: Антон Завьялов

Театр или музей?

Артисты на протяжении всего спектакля так и остаются в оркестровой яме. Но это не мешает зрителю сопереживать происходящему, получать удовольствие от их голосов и актерского мастерства. Фигуры артистов на сцене заменили арт-объекты, которые друг за другом медленно движутся по сцене под музыку Моцарта. В какой-то момент зрителю кажется, что он находится не в театре, а в музее современного искусства. А история Дон Жуана происходит в некоей параллели и тоже достойна занять место в музейной экспозиции. В спектакле использованы более 30 авторских произведений, среди которых «Колыбель-гроб» Рудольфса Бальтиньша, «Золотая пенсионерка» Айгарса Бикше, видеосюжет Джесса Флеминга «Улитка и бритва». Часть из них — оригиналы, специально привезенные для спектакля, но большинство воссозданы уже в Перми. Кто-то из зрителей пытается разгадать в постоянно движущихся на сцене объектах некий ребус, другие просто абстрагируются от них.

Увидеть, услышать и составить собственное мнение об опере вы сможете сами, но уже в апреле 2021 года.

Главная Журнал Пресса Новый «Дон Жуан»: солисты в оркестровой яме и много арт-объектов на сцене