25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
16.12.2021
Охота запрещена. Петербургский театральный журнал

Симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк» часто появляется на филармонических афишах и звучит в выездных — предназначенных детям — концертах. Мультфильмы с этой музыкой создавали и наши, и американские студии, а рассказчиками (структура сказки — монолог повествователя и иллюстрирующие его музыкальные фрагменты) выступали многие великие люди, от Жерара Филипа до Джона Гилгуда и от Натальи Сац до Шарон Стоун. Дидактический смысл «Пети и волка» прост: ребенка-слушателя знакомят с голосами оркестра (каждому персонажу соответствует свой инструмент). Иногда «Петя и волк» превращается в унылую образовательную тягомотину, которую дети высиживают с безразличными лицами (так часто бывает, когда в роли рассказчика выступает какая-нибудь назидательная дама), иногда — во взрослую пародийную шуточку, детям вовсе непонятную (это чаще за границей). Пермский театр оперы и балета решил заново взглянуть на замученный частым употреблением текст — и «Петя и волк» в нем стал совсем другой, непривычной и довольно личной, историей.


oxota-zapreshhena1.jpg
Фото: Гюнай Мусаева


Ну то есть даже начиная с афиши — не совсем «Петя и волк». Первые три буквы имени перечеркнуты тонкой чертой, получается «…я и волк». На сцену в качестве рассказчика выходит артист хора Пермского театра оперы и балета Дмитрий Камалетдинов и начинает повествование от первого лица. И это его герой вспоминает о давних каникулах, проведенных на дедовской даче, и поимке сбежавшего из зоопарка волка. Рядом с Дмитрием появляется юный двойник героя (Генрих Райник, артист кордебалета) — и это он встречается с местной Птичкой (Софья Орлова), Уточкой (Вероника Некрасова) и рассказывает про трусость Кота (Владимир Ермолаев), все эти роли отданы артистам кордебалета. Тут вот что важно: излагаемая история почти ни в чем не совпадает с либретто, написанным самим Прокофьевым. В предвоенной сказке события вообще-то были достаточно суровыми: волк был из леса, а не из зоопарка, его на самом деле все боялись, этот самый волк съедал трогательную уточку, а пионер Петя воевал с диким животным и побеждал его. Важную роль играли охотники, вместе с которыми мальчик брал в плен волка и торжественно вел его в зоопарк. Либреттист Юлия Поспелова предлагает свою версию событий, и она закручена не вокруг пионерского героизма, а вокруг любви/нелюбви к классической музыке — и никаких охотников там нет вообще.

Взрослый герой (он представился именем актера, его зовут Дмитрий) вспоминает, как терпеть не мог в детстве концерты в оперном театре. А попадал он туда часто — потому что дедушка работал дирижером. Главная претензия тогдашнего ребенка была проста: все звучащее не имеет никакого отношения к его жизни. Далее происходит вся эта история с визитом зоопаркового волка на дачный участок, и герой понимает, что пластинка Прокофьева — это про него. Happy end — сообщение, что взрослый герой стал музыкантом.


oxota-zapreshhena2.jpg
Фото: Гюнай Мусаева


Очевидное послание, обращенное к детям («все не так сложно и скучно, это и про тебя тоже»), вполне считывается родителями и — судя по реакции малолетней публики — не раздражает детей. Быть может, потому, что педагогическое давление спрятано за спектаклем ярким и умело сделанным. При том что идет «Петя и волк» не в самом театре, а в небольшом пространстве Частной филармонии «Триумф» (что давно выполняет функции Малого зала Пермской оперы, но имеет и собственный репертуар), малышня запоминает замечательное оформление спектакля — прежде всего сложно сконструированные, кажущиеся собранными из деревянных лепестков маски персонажей. Важны и доверительная (но совсем не сюсюкающая) интонация ведущего артиста, и «ощущение объема» за многими сценами. Так бывает, когда есть пласт, очевидно предназначенный для детей, а за ним — намек на тот, что предназначен для взрослых; дети интуитивно чувствуют глубину и ценят ее. В этом самом «Пете и волке» (давайте все же называть спектакль по Прокофьеву) первое появление Дедушки (Евгений Громов) — появление старика: сгорбленный джентльмен с палочкой, осторожно переступающий по сцене. Но мы узнаем, что он дирижер — и «старик» проходит по сцене колесом. Скрытый темперамент, взрывающийся в профессии, — заметочка специально для взрослых, шуточка для своих, связанных с музыкой людей. Совсем недавно в этом пространстве был яркий дирижер, что чуть на голову не вставал, — да и вообще профессии свойственны мгновенные всплески энергии.


oxota-zapreshhena3.jpg
Фото: Гюнай Мусаева


История отчетливо принадлежит нашему времени — о побеге волка из зоопарка герой узнает из телевизора (немаленького размера трансляция на заднике), и зал хохочет, глядя на классический формат новостей: сначала взволнованная дикторша, затем плачущий сотрудник зоопарка, не уследивший за животным. Так соответствие времени (конечно, никаких пионерских галстуков) тоже работает на создаваемое ощущение понятности, родственности ребенку-зрителю. Не то чтобы у спектакля не было огрехов (самый странный из них — то, что взрослого героя зовут Дмитрий, а юного двойника Петя: он что, имя поменял?), но его достоинства значительно превышают недостатки. Ведь среди этих достоинств — знакомство не только с языком музыки, голосами инструментов, но и с театральной пантомимой, с существующей для персонажей возможностью рассказывать историю в танце-балете, вовсе без слов. Хореографом Лаурой Хасаншиной сочинены совсем простенькие, совсем маленькие па — но малышня вот прямо заглядывается на то, как перебирает ногами Уточка, и как внутренняя энергия бунта швыряет по сцене Волка (тот же Владимир Ермолаев, что в начале спектакля появлялся в роли Кота). И спектакль «я и волк» превращается не только в спектакль «я и классическая музыка», но и в спектакль «я и балет». Быть может, ему удастся завербовать кого-то из зрителей не только в музыкальную, но и в балетную школу.



Текст: Анна Гордеева, Петербургский театральный журнал.
поиск