08 сентября 2024
Сегодня
10 сентября 2024
11 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
21 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
26 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
06 октября 2024
11 октября 2024
12 октября 2024
13 октября 2024
14 октября 2024
16 октября 2024
17 октября 2024
18 октября 2024
19 октября 2024
22 октября 2024
24 октября 2024
25 октября 2024
26 октября 2024
27 октября 2024
30 октября 2024
31 октября 2024
01 ноября 2024
03 ноября 2024
05 ноября 2024
06 ноября 2024
10 ноября 2024
12 ноября 2024
13 ноября 2024
14 ноября 2024
15 ноября 2024
17 ноября 2024
20 ноября 2024
22 ноября 2024
23 ноября 2024
24 ноября 2024
26 ноября 2024
28 ноября 2024
29 ноября 2024
Пресса
  • Сентябрь
    08
  • Октябрь
  • Ноябрь
19.12.2023
Пермский балет станцевал спектакль по мотивам «Слова о полку Игореве». Российская газета
Пермский балет выпустил премьеру «Ярославны» — трехактного спектакля по мотивам «Слова о полку Игореве». 

Постановка знаменует возвращение на пост руководителя труппы Алексея Мирошниченко, успешно возглавлявшего ее в 2009-2020 годах. Хореограф, имеющий в балетном мире репутацию интеллектуала, в своей «инаугурационной» работе поставил перед собой глобальные задачи.

Танцоры Пермского театра оперы и балета на сцене

Фото: Андрей Чунтомов


«Ярославна» — одна из легенд позднесоветского балета. Партитура была написана ленинградским композитором Борисом Тищенко, одним из лидеров отечественной авангардной музыки. Он предложил необычный жанр, который можно назвать балетом-ораторией — хор в нем один из полноправных участников, носитель литературного «Слова о полку Игореве».

Впервые поставил «Ярославну» в Ленинградском Малом театре оперы и балета (нынешнем Михайловском) хореограф Олег Виноградов в содружестве с режиссером Юрием Любимовым. Театральные приемы того спектакля тоже были наотмашь: текст становился частью оформления балета, батальный сюжет выводил на передний план мужской состав, а женский кордебалет представал половецкой ратью, которой предводительствовал Кончак — бритоголовая танцовщица на пуантах. Та «Ярославна» имела триумфальный успех в узких кругах, прорвалась в Авиньон, но была изъята из репертуара и стерта из истории (не сохранилось записей, даже фотографий — минимум) после эмиграции Любимова.

Петербуржец Мирошниченко своим спектаклем восстанавливает утраченное звено ленинградской культуры. Настаивает на магистральности того пути, который в «Золушке», «Щелкунчике» и отчасти «Шахерезаде» наметил перед своим расставанием с Пермью — развернутого многоактного хореографического высказывания, основанного на литературном или историческом сюжете. При этом выбирает сюжет с большим количеством персонажей и требующий мужского кордебалета, вечно простаивающего по сравнению с женским.

Мирошниченко сам переписал первоначальное либретто «Ярославны», максимально внедрив в него стилистические элементы «Слова о полку Игореве» и сохранив множество его персонажей. Кроме Игоря Святославича и Ярославны персонажами стали великий князь Святослав Всеволодович, Буй-Тур Всеволод, князь Смоленский Давид Ростиславич, князь Трепольский Мстислав Владимирович и дружины всех этих князей, старший сын Игоря Владимир и трое его младших детей, не говоря о хане Кончаке и крещеном половце Овлуре.

Для хореографа важны и культурологические аспекты верований древних русичей — на сцене воспроизводятся и христианские, и языческие обряды, во снах и наяву являются духи предков, облачные девы, Смерть со свитой, ангелы, вороны. Со всем этим обозом и отправился в трехактный путь Мирошниченко, заручившись поддержкой своих постоянных соавторов — художников Альоны Пикаловой (сценография), Татьяны Ногиновой (костюмы), Алексея Хорошева (свет). Вместе они выстроили на сцене красивый древний русский мир — сначала умытый ясным голубым светом, одетый в светлый лен и вычерченное ясной геометрией небо, пашни, дома; потом — в черноте внезапного затмения, кровавых сполохах битв, серости плена и обугленности пережитой осады.

Миниатюрная сцена при этом вмещает до полусотни танцовщиков — хореограф не отказывает себе в удовольствии сталкивать княжеские дружины, представлять встречу воинов с потусторонними силами или почти спартаковский размах битвы русичей с половцами. Реминисценции возникают — не только из «Спартака,» но и из «Легенды о любви» Григоровича, «Половецких плясок» Голейзовского и даже «Аполлона» Баланчина. Это естественный способ мышления Мирошниченко, придающий его работам многослойность.

Не избегает он и диалога с первой «Ярославной»: женский мир Древней Руси естественен в своей босоногости, острые, как копытца, пуанты — знак принадлежности иным мирам, будь то половцы, черные вороны или русалки, перед битвой выбирающие себе в мужья спящих еще не вечных сном русских воинов. Безусловная, всепрощающая любовь Ярославны символизирует саму Русь.

Танцоры Пермского театра оперы и балета на сцене

Фото: Андрей Чунтомов


Музыка ленинградского композитора и сегодня звучит если не авангардно, то вполне актуально (дирижер-постановщик спектакля — Артем Абашев, еще один пермский «возвращенец»). Ритмы сложны переменчивостью, джазовой спонтанностью, оркестровые краски впечатляют богатством переплетений — группы то сливаются в мощном звучании, то словно соревнуются в тембровом разнообразии струнных, меди, дерева, солирующих то флейты, то скрипки, то кларнета.

Но здесь хореограф, вырвавший партитуру почти из небытия, выглядит ею оглушенным и ошарашенным. Кажется, ему милее раз за разом выстраивать клинья, четкие прямые и плавные хороводы, чем отвечать на музыкальные выпады, искать хореографические эквиваленты динамическим перепадам, играть синкопами, выстраивать кантилену адажио. Но хореографическая лапидарность — не то достоинство, которое украшает трехактный балет.

К счастью, у Мирошниченко есть первоклассные исполнители, наполняющие роли собственными образами: Альбина Рангулова, которой достались партии Ярославны и Смерти, Полина Ланцева (Булдакова) — Ярославна, Булган Рэнцэндорж — Смерть, Георгий Еналдиев — Игорь Святославич, Тарас Товстюк — Кончак, Александр Таранов — Владимир. Возможно, в содружестве с ними хореографу удастся вернуть то состояние творческого взлета, которое сопровождало его премьеры «Вариаций на тему рококо», «Шута», «Условно убитого» и «Оранго», «Жар-птицы», «Золушки» и «Щелкунчика».


Текст: Анна Галайда, Российская газета
поиск