Органный зал. Концерт Патриции Копачинской (скрипка) и Маркуса Хинтерхойзера (фортепиано)
23 мая 2015
17:00–19:00
В программе произведения Галины Уствольской:
Соната для скрипки и фортепиано (1952)
Вторая (1949) и Пятая (1986) сонаты для фортепиано
Дуэт для скрипки и фортепиано (1964)
Патриция Копачинская
Скрипачка из Швейцарии с молдавскими корнями Патриция Копачинская исполняет практически весь базовый репертуар от музыки барокко до классики и никогда произведение не звучит в ее руках тускло. Играя на скрипке Джованни Франчески Прессенды 1834 года, она, подобно медиуму, становится проводником слушателя в новые музыкальные миры. В том числе современных композиторов: Патриция исполнила более 50 мировых премьер.
Важное место в ее карьере занимает камерная музыка. Ее постоянные партнеры — Фазиль Сай, Соль Габетта, Маркус Хинтерхойзер и Полина Лещенко, а также члены ее семьи (отец Патриции — известный цимбалист, а мать — скрипачка). Патриция также является одной из основательниц quartet-lab, где вместе с ней выступают скрипач Пекка Куусисто, альтистка Лилли Майала и виолончелист Питер Виспелвей.
У нее подписан контракт со звукозаписывающей компанией Naive Classique. Список релизов включает ее трактовку Скрипичного концерта Бетховена — с Филиппом Херревеге и Orchestre des ChampsElysees в 2010 году; а также увидевший свет в 2012-м, отмеченный наградами Gramophone (как «Запись года») и Echo Klassik, диск с сочинениями Бартока, Лигети и Этвёша, записанный с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио (Франкфурт-на-Майне) и Ensemble Modern под руководством Этвёша. Самая последняя — запись 2013 года: сочинения Прокофьева и Стравинского в исполнении с Лондонским филармоническим оркестром и Владимиром Юровским. Готовится к выходу Концерт для скрипки с оркестром П. Чайковского, записанный совместно с оркестром musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса, — для лейбла Sony Classical.
Обладательница различных наград, Копачинская в 2012 году, помимо прочего, стала призером Praetorius Musikpreis Niedersachsen Award в номинации «Инновация», а в 2014-м была названа Королевским филармоническим обществом Великобритании «Инструменталистом года».
Она также сочиняет собственные произведения и в качестве посла доброй воли организации по защите прав детей Terre des Hommes участвует в благотворительных проектах на территории родной Молдовы.
Маркус Хинтерхойзер
Австрийский пианист и музыкальный деятель Маркус Хинтерхойзер учился в Венском университете музыки и в университете Зальцбурга Mozarteum у Елизаветы Леонской и Олега Майзенберга. В последние годы деятельность Маркуса Хинтерхойзера была сосредоточена на интерпретации современной музыки, в частности произведений Луиджи Ноно, Карлхайнца Штокхаузена, Мортона Фельдмана и Дьердя Лигети. Наряду с многочисленными записями для радио и телевидения, он также записал всё фортепианное наследие Шёнберга, Берга и Веберна, а также произведения Фельдмана, Ноно, Галины Уствольской и Джона Кейджа.
С 1993 года Маркус Хинтерхойзер был одним из кураторов программы «Течение времени» (Zeitfluss) в рамках Зальцбургского фестиваля. В 2006 году он занял должность директора концертной программы фестиваля. В 2011-м Хинтерхойзер стал на один год интендантом Зальцбургского фестиваля. С 2014 года — интендант Венского фестиваля (Wiener Festwochen).
Маркус Хинтерхойзер — один из тех немногих музыкантов, чье исполнение своей музыки композитор Галина Уствольская считала образцовым. Рядом с Хинтерхойзером в этом ряду стоят пианисты Райндерт де Леу, Алексей Любимов, Анатолий Ведерников, виолончелисты Мстислав Ростропович и Александр Рудин, скрипачка Вера Бетс. Галина Уствольская (1919—2006) — одна из лучших учениц Шостаковича в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, яркий и самобытный композитор советского времени, рожденный исторической системой и противостоящий ею. Вся ее жизнь была связана с родным городом — Петроградом —Ленинградом — Санкт-Петербургом.
Галина Уствольская
Первые произведения Уствольской имели значительный успех и исполнялись ведущими музыкантами на престижных концертных площадках города. Однако уже в 1950-х годах ее имя стало постепенно исчезать с концертных афиш, выстраданные произведения, написанные не на заказ, оставались долгое время неизвестными — между их окончанием и изданием проходили иногда десятки лет. Уствольская оказалась в изоляции, поскольку не желала участвовать в общественно-политической жизни, а ее музыка была слишком далека от советских идеалов. И хотя она изредка звучала на концертах, фирма «Мелодия» выпустила некоторые ее записи, а ленинградские музыкальные критики высоко оценивали ее талант, сам автор был недоволен уровнем исполнения своих работ.
Музыка Уствольской уникальна и в буквальном смысле ни на что не похожа, она чрезвычайно экспрессивна, мужественна, сурова и исполнена трагическим пафосом при аскетичности выбора выразительных средств. Музыкальное мышление Уствольской отличается мощным интеллектуализмом, содержание произведений — пронзительной духовностью. Исполнительские составы её симфонических и инструментальных произведений всегда исключительно оригинальны (оркестровке она училась сама). Виктор Суслин, с которым Уствольская поддерживала дружеские отношения на протяжении многих лет, однажды назвал её «голосом из „Чёрной дыры“ Ленинграда, эпицентра коммунистического террора, города, пережившего столь ужасные страдания и муки войны». Уствольской нравилось это сравнение (которое она сама же придумала, написав кому-то в письме, что ее музыка — это «Musik aus dem schwarzen Loch»), хотя история, политика и общественная жизнь ее абсолютно не интересовали. По-настоящему ее интересовала только собственная музыка. И это был больше, чем интерес — постоянный и интенсивный процесс сочинения занимал все ее мысли. (Ustvolskaya.org, официальный сайт композитора Галины Уствольской)
Возрастная категория: 6+
Другие события
Органный зал. Концерт Патриции Копачинской (скрипка) и Маркуса Хинтерхойзера (фортепиано)
23 мая 2015
17:00–19:00