Хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского
Балет написан в 1923 году, в данной сценической версии поставлен в 1982-м. Премьера в Перми состоялась в 2012-м. Возобновление 2022 года
Стравинский задумал хоровую кантату на тексты русских обрядных песен в 1912 году, однако к реализации идеи приступил вплотную лишь в 1914-м. Премьера «Свадебки» в постановке Брониславы Нижинской, хореографа Ballets Russes Сергея Дягилева, с большим успехом прошла в 1923 году в парижском Théâtre de la Gaîté. Впоследствии к партитуре Стравинского обращались хореографы и в новых поколениях, но, пожалуй, самого громкого успеха добился Иржи Килиан, в 1982 году поставивший «Свадебку» в Nederlands Dans Theater.
Само известие о том, что живая легенда современного танца Килиан отдал свой знаменитый балет пермякам, уже вызвало большой резонанс среди критиков и балетоманов, ведь до сих пор еще никому в России хореограф не давал разрешения на исполнение «Свадебки».
«Свадебка» — русское слово, обозначающее женитьбу. В трактовке Игоря Стравинского это свадебный ритуал, который по традиции устраивают родители жениха и невесты. С суровой аскетичностью партитура Стравинского исследует структуру (и ее крепкие узы обычаев), окутывающую жизнь тесной общины. Танец, ведомый музыкой, созвучен разным частям и действам церемонии. В этом свадебном обряде жених и невеста, еще незнакомые друг с другом, становятся будто двумя жертвами, которых вот-вот отдадут на заклание. Но по ходу празднества обряд становится всё безудержнее, пыл разгорается, а пропасть между мужчиной и женщиной сокращается, пока их ладони не лягут одна в другую. Страх и сомнения постепенно рассеиваются, и вот, отвернувшись от прошлого, они торжественно шествуют к открывшейся двери в новую жизнь.
Кристиан Харви
Исполняется с разрешения Chester Music Limited
Одноактный балет на музыку И. Брамса
«Легкая» музыка Иоганнеса Брамса - душа домашних музыкальных вечеров в степенных бюргерских семействах Германии и Австрии XIX века - оценена и академическим музыкальным сообществом. Ее простота не примитивна, ее простота - из танцевально-песенной стихии народной музыки: чешской, сербской, австро-венгерской... Эту музыку поют, эту музыку танцуют, эта музыка приходит в театр...
Стремительный цикл «Венгерские танцы» стал музыкальной основой для хореографической сюиты, соединившей в себе классический академизм русского балета и характерность, жестовую своеобразность народного венгерского танца, преломленные творческой волей постановщика - главного балетмейстера Пермского академического театра оперы и балета Алексея Мирошниченко. Обрести свой стиль в современном балетном искусстве: «оживить» каноническое па наивным искренним чувством девичьей песни или безудержной пляской парней - и очаровать зрителя магией сложного и гармоничного танца - цель, которую поставил перед собой постановщик.