08 июня 2023
10 июня 2023
11 июня 2023
12 июня 2023
13 июня 2023
14 июня 2023
15 июня 2023
16 июня 2023
17 июня 2023
18 июня 2023
21 июня 2023
05 июля 2023
07 июля 2023
12 июля 2023
14 июля 2023
15 июля 2023
16 июля 2023
19 июля 2023
20 июля 2023
21 июля 2023
27 июля 2023
Афиша
  • Июнь
    01
  • Июль
Концерт
25 Апреля / Вс 19:00
Концерт симфонической музыки
Р. Шуман, С. Прокофьев, Л. ван Бетховен
Возрастная категория: 6+

Первое выступление приглашенного дирижера Виктора Авиата с оркестром Пермского театра оперы и балета.

Сын французского дирижера Эммануэля Кривина и ученик венгерского маэстро Ивана Фишера, Виктор Авиат, добившись известности как гобоист, в настоящее время все чаще выступает как дирижер. Причем успешно: на его счету уже несколько европейских наград.

В программе:

915_oooo.plus.png

Роберт Шуман (1810—1856)
Увертюра, Скерцо и Финал для оркестра ми мажор, ор. 52
1841 (редакция 1845 года)

Сочинение под названием «Увертюра, скерцо и финал» появилось в 1841 году, когда Роберт Шуман после десятилетней увлеченности исключительно фортепианной музыкой («фортепиано <…> становится слишком тесным для моих мыслей») обратил взор на симфонический жанр. Не зная сна и отдыха, как отмечал композитор — с «симфоническим пылом», он создал за короткий период одно за другим три произведения: Первую симфонию, «Увертюру, скерцо и финал» и Симфоническую фантазию, известную сегодня как Четвертая симфония. По одной из версий, импульсом для столь кардинального творческого разворота Шумана в сторону оркестра могла быть обнаруженная им рукопись «Большой» симфонии Франца Шуберта, которая явилась для композитора идеалом симфонического жанра в романтическом варианте. Работая над «Увертюрой…», Шуман поначалу мыслил ее как «сюиту» или «симфониетту», потом склонялся ко Второй симфонии, однако в дальнейшем подчеркивал, что новое произведение «отличается от формы симфонии тем, что каждую часть можно исполнять и самостоятельно». Так или иначе, сочинение было издано в 1846 году как «Увертюра, скерцо и финал для оркестра» и до сих пор считается одним из любопытнейших образцов романтического симфонизма.

1641_oooo.plus.png

Сергей Прокофьев (1891—1953)
Симфония № 1 ре мажор «Классическая», ор. 25
1916—1917

Первую симфонию Сергея Прокофьева принято считать одним из ранних образцов неоклассицизма в музыке. Ее замысел родился у композитора, когда он обучался в классе дирижирования Николая Черепнина в Петербургской консерватории: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить: симфонию в классическом стиле». «Классический» характер, в духе венских классиков, этой симфонии придают состав оркестра (двойные духовые без видовых инструментов и тромбонов, литавры и струнные), а также четырехчастная структура с ясной формой и драматургией. Однако Прокофьев не был бы собой, если бы с легкой иронией не взглянул на традицию и не привнес новизны. Так, вместо ожидаемого изящного менуэта или скерцо в третьей части композитор вставляет яркий и жизнерадостный гавот, написанный им ранее. Неожиданные скачки и сдвиги в тональности, игривость и озорство в обращении с музыкальным материалом делают эту симфонию по-прокофьевски узнаваемой и, несомненно, принадлежащей ХХ веку.

1464_oooo.plus.png

Людвиг ван Бетховен (1770—1827)
Симфония № 4 си-бемоль мажор, op. 60
1806

Четвертая симфония Бетховена на фоне его Третьей «Героической» и Пятой «симфонии судьбы» выделяется особой успокоенностью и ощущением небывалого вдохновения. Возможно, на такой характер произведения повлияло ожидание влюбленного композитора положительного ответа от вдовы Жозефины Брунсвик. Глубокое, многозначительное медленное вступление, напоминающее поэму, и вдохновенное Adagio — с сокровенностью интонаций и «шорохом» струнных — позволяет говорить о предвосхищении романтической лирики. Подобно менуэту из Первой симфонии, аналогичная третья часть Четвертой абстрагирована от жанровых примет этого танца, а скерцозность в ней выражена еще сильнее. С красотами первой и третьей частей, словно проникнутых чувством собственного достоинства и уверенной бодрости, контрастирует воздушно-легкий финал. На смену главной партии, чем-то напоминающей идею perpetuum mobile, приходит певучая, шутливая побочная партия в исполнении духовых. «И на всей симфонии, — как отмечает музыковед Виктор Берков, — лежит отблеск именно какого-то спокойного счастья».


Фото
Пермский театр оперы и балета
поиск