Музыка дворца Сан-Суси. Сентиментализм в музыке
25 сентября / чт
19:00
Исполнители:
Алексей Сучков (хаммерклавир)
Марк Зингер (скрипка)
Игорь Галкин (виолончель)
Евгений Синицын (виола да гамба)
Екатерина Проценко (сопрано)
В программе:
Карл Фридрих Абель (1723—1787)
Трио для скрипки, виолы да гамба и виолончели до мажор
Кристоф Шаффрат (1709—1763)
Дуэт для чембало и виолы да гамба ля мажор
Иоганн Готлиб Граун (1702/1703—1771)
Трио для скрипки (со скордатурой), виолы да гамба и бассо континуо ля мажор
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714—1788)
La Boehmer для клавира соло, H. 81; Wq. 117/26
Соната для чембало и скрипки до минор, H. 514; Wq. 78
Иоганн Адольф Хассе (1699—1783)
Ария L’augeletto in lacci stretto
из оперы «Покинутая Дидона»
для сопрано, виолы да гамба, скрипки и бассо континуо
Этот концерт — прямое продолжение темы, заявленной в предыдущих сезонах. В исполнении солистов оркестра Пермского театра оперы и балета звучит музыка Галантного века, рожденная под сводами дворца Сан-Суси — летней резиденции прусского императора Фридриха II Великого (1712—1786).
Фридрих Великий сам был музыкантом (а еще философом, незаурядным политиком и успешным военачальником, за два десятилетия превратившим свое маленькое княжество в одну из сильнейших держав Европы). Искусство было для него одним из главных дел жизни, и он щедро покровительствовал композиторам, внеся тем самым значительный вклад в развитие истории европейской культуры.
Сентиментализм как художественное направление служит мостиком между классицизмом и романтизмом и характеризуется уклоном в сторону особой чувственности, спонтанности, сопереживания. Как писал композитор Карл Филипп Эмануэль Бах, чтобы тронуть сердца слушателей, музыкант должен испытывать соответствующие чувства в моменте: «При исполнении печальных и томных фраз он должен ощущать эту печаль. Так же обстоит дело с бурными, веселыми и другими темами, аффект которых музыкант должен ощутить в себе».
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714—1788) — второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха, тоже заслуживший звания «великий». Стоял у истоков классицизма в музыке, достигшего расцвета в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена («Он отец, мы — дети», — говорил о нем зальцбургский гений). Сочинял в так называемом «выразительном» или «чувственном» стиле и создал новый эталон клавирной сонаты, усложнив и разнообразив ее форму.
Иоганн Готлиб Граун (1702/1703—1771) — композитор пограничной эпохи между барокко и классицизмом, скрипач-виртуоз. Известен прежде всего своими инструментальными сочинениями, хотя писал и вокальную музыку, и оперы. Автор множества скрипичных концертов, трио-сонат, а также двух струнных квартетов — это были одни из первых проб в истории жанра.
Карл Фридрих Абель (1723—1787) — композитор доклассической школы и один из последних исполнителей-виртуозов игры на виоле да гамба. Половину жизни провел при английском королевском дворе. Автор более 400 произведений в разных жанрах. Одну из примерно 45 его симфоний и увертюр долгое время приписывали юному Моцарту, который скопировал ее для собственного обучения.
Кристоф Шаффрат (1709—1763) — один из ведущих представителей классицизма на территории Германии, сочинения которого пользовались большим успехом в среде берлинских музыкальных салонов. Современники ставили его в один ряд с Генделем, Телеманом и Бахом. Автор 69 концертов для клавесина и ряда оригинальных сочинений для флейты, был широко востребован как педагог.
Иоганн Адольф Хассе (1699—1783) — один из виднейших композиторов эпохи позднего барокко, прославившийся операми-сериа, многие из которых написаны на либретто Пьетро Метастазио. Также работал в жанре камерно-инструментальной музыки. Вольтер называл его «героем века», Бах относился к нему с уважением, а молодой Моцарт видел в Хассе образец для подражания. В памяти современников остался под прозвищем «божественный саксонец» — за то, что почти четверть века с большим успехом руководил Дрезденской оперой.
* В программе возможны изменения
Другие события
15 декабря 2025
Рождественские пасторали. Концерт музыки для арфы
К. Ф. Э. Бах, Г. Ф. Гендель, Г. Берлиоз, А. Жоливе, С. Ляпунов и др. Концерт
19 декабря 2025
В. А. Моцарт, Дж. Верди, М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский и др. Концерт
31 января 2026
Зимние грёзы. Русская музыка для хора а сарреllа
Г. Свиридов, В. Калинников, В. Гаврилин, Д. Смирнов и др. Концерт