
Музыка дворца Сан-Суси. Сентиментализм в музыке

Исполнители:
Алексей Сучков (хаммерклавир)
Марк Зингер (скрипка)
Марина Захарова (скрипка)
Игорь Галкин (виолончель)
Евгений Синицын (виола да гамба)
Екатерина Проценко (сопрано)
В программе: сочинения Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Готлиба Грауна, Карла Фридриха Абеля, Кристофа Шаффрата и Иоганна Адольфа Хассе
Этот концерт — прямое продолжение темы, заявленной в предыдущих сезонах. В исполнении солистов оркестра Пермского театра оперы и балета звучит музыка Галантного века, рожденная под сводами дворца Сан-Суси — летней резиденции прусского императора Фридриха II Великого (1712–1786).
Фридрих Великий сам был музыкантом (а еще философом, незаурядным политиком и успешным военачальником, за два десятилетия превратившим свое маленькое княжество в одну из сильнейших держав Европы). Искусство было для него одним из главных дел жизни, и он щедро покровительствовал композиторам, внеся тем самым значительный вклад в развитие истории европейской культуры.
Сентиментализм как художественное направление служит мостиком между классицизмом и романтизмом и характеризуется уклоном в сторону особой чувственности, спонтанности, сопереживания. Как писал композитор Карл Филипп Эмануэль Бах, чтобы тронуть сердца слушателей, музыкант должен испытывать соответствующие чувства в моменте: «При исполнении печальных и томных фраз он должен ощущать эту печаль. Так же обстоит дело с бурными, веселыми и другими темами, аффект которых музыкант должен ощутить в себе».
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) — второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха, тоже заслуживший звания «великий». Стоял у истоков классицизма в музыке, достигшего расцвета в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена («Он отец, мы — дети», — говорил о нем зальцбургский гений). Сочинял в так называемом «выразительном» или «чувственном» стиле и создал новый эталон клавирной сонаты, усложнив и разнообразив ее форму.
Иоганн Готлиб Граун (1702/1703–1771) — композитор пограничной эпохи между барокко и классицизмом, скрипач-виртуоз. Известен прежде всего своими инструментальными сочинениями, хотя писал и вокальную музыку, и оперы. Автор множества скрипичных концертов, трио-сонат, а также двух струнных квартетов — это были одни из первых проб в истории жанра.
Карл Фридрих Абель (1723–1787) — композитор доклассической школы и один из последних исполнителей-виртуозов игры на виоле да гамба. Половину жизни провел при английском королевском дворе. Автор более 400 произведений в разных жанрах. Одну из примерно 45 его симфоний и увертюр долгое время приписывали юному Моцарту, который скопировал ее для собственного обучения.
Кристоф Шаффрат (1709–1763) — один из ведущих представителей классицизма на территории Германии, сочинения которого пользовались большим успехом в среде берлинских музыкальных салонов. Современники ставили его в один ряд с Генделем, Телеманом и Бахом. Автор 69 концертов для клавесина и ряда оригинальных сочинений для флейты, был широко востребован как педагог.
Иоганн Адольф Хассе (1699–1783) — один из виднейших композиторов эпохи позднего барокко, прославившийся операми-сериа, многие из которых написаны на либретто Пьетро Метастазио. Также работал в жанре камерно-инструментальной музыки. Вольтер называл его «героем века», Бах относился к нему с уважением, а молодой Моцарт видел в Хассе образец для подражания. В памяти современников остался под прозвищем «божественный саксонец» — за то, что почти четверть века с большим успехом руководил Дрезденской оперой.
Другие события





25 октября 2025
Квартет №1. Концерт солистов оркестра театра
Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, П. Чайковский, Д. Шостакович Концерт




Музыка дворца Сан-Суси. Сентиментализм в музыке