08 июня 2023
10 июня 2023
11 июня 2023
12 июня 2023
13 июня 2023
14 июня 2023
15 июня 2023
16 июня 2023
17 июня 2023
18 июня 2023
21 июня 2023
05 июля 2023
07 июля 2023
12 июля 2023
14 июля 2023
15 июля 2023
16 июля 2023
19 июля 2023
20 июля 2023
21 июля 2023
27 июля 2023
Афиша
  • Июнь
    01
  • Июль
Концерт
12 Июня / Пт 19:00–21:00
Трансляция. Концерт Le Poème Harmonique с участием хора musicAeterna
К. Монтеверди, А. Фальконьери, А. Грегори, Дж. Габриели
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 0 минут

Смотреть трансляцию

Дирижер: Венсан Дюместр
Хормейстер: Виталий Полонский

Исполняют:

солисты и оркестр Le Poème Harmonique
хор musicAeterna

В программе:

Клаудио Монтеверди (1567—1643)
Toccata

Андреа Фальконьери (1585—1656)
Battaglia de Barabaso yerno de Satanas

Анонимус
Dixit Dominus I

Клаудио Монтеверди
Dixit Dominus II

Аннибале Грегори (?—1633)
Ciaccona

Клаудио Монтеверди
Gloria
Crucifixus
Salve Regina

Джованни Габриели (1555(7)—1612)
Canzon a 12

Клаудио Монтеверди
O gloriose martyr
Magnificat

В 1640—1641 годах в Венеции был издан монументальный сборник вокальной музыки, названный Selva morale e spirituale. Как следует из названия, музыка эта духовного свойства, причем дословно «selva» означает «лес». Воображаемая чаща не впервые служит пространством для внутреннего поиска: в первых двух строчках «Божественной комедии» Данте протагонист, сбившись с жизненного пути, тоже «очутился в сумрачном лесу». В русском переводе заглавия («Нравственные и духовные блуждания») сам «лес» исчез, но осталось эхо этого образа.

Автор сборника, композитор Клаудио Монтеверди, носил титул Maestro di Capella della Serenissima: именно так, «светлейшая», торжественно называлась Венецианская республика, главным композитором которой он являлся. Революционер и реформатор от музыки, автор «Орфея» — самой ранней из популярных опер, Монтеверди прожил длинную жизнь даже по нынешним меркам. Он работал сначала в Мантуе, затем в Венеции, тяжело перенес утрату жены, после шестидесяти принял духовный сан и продолжал писать музыку до самой смерти, создав «Коронацию Поппеи» — свой главный оперный опус — за год до ухода.

Его упомянутый выше сборник, Selva morale spiritualе, собрание противоречий. Он открывается мадригалами и канцонеттами, тексты которых, мягко говоря, далеки от любовной лирики («Триумф Смерти» Петрарки или стихотворения Аджело Грилло, монаха-бенедиктинца). В том же сборнике — семиголосная Gloria (часть мессы), где пение граничит с виртуозной колоратурой, настолько «концертная», что поделена на разделы, похожие на секционное членение поздних барочных месс. Театральность этой музыки легко объяснима: есть мнение, что она исполнялась во время церемониального действа в честь завершения очередной эпидемии чумы, выжегшей десятки тысяч людей в одной Венеции: процессия пересекала Большой Канал по составленным вместе лодкам, направляясь к вновь построенной церкви Санта-Мария Салюте. Но рядом с Gloria — четырехголосная месса в stile antico, отвечающая всем требованиям строгой ренессансной полифонии, без мозаичности и взвихренности «концертного стиля». Более того, эта месса может комбинироваться с Gloria и еще тремя отдельно стоящими «концертными» частями, словно причудливый полистилевой конструктор.

Дело в том, что Selva morale e spirituale — не единый цикл, и никогда не задумывался как таковой: эти «блуждания» — своеобразный каталог духовных и морализирующих произведений Монтеверди за тридцать лет работы в Венеции. Именно поэтому сочинения, объединенные под одной обложкой, могут исполняться в любой выборке и последовательности. При этом они расположены так, словно скомпонованы автором в полное церковное действо, скорее всего, воображаемое и никогда не звучавшее в таком виде.

На Дягилевском фестивале — 2016 это произведение Монтеверди прозвучит в исполнении французского ансамбля Le Poème Harmonique и пермского хора musicAeterna. Созданным в 1998 году Le Poème Harmonique руководит дирижер Венсан Дюместр, сферу творческих интересов которого составляет вокальный и инструментальный репертуар XVII — начала XVIII века. Ансамбль стремится возродить исполнительские техники времен барокко. А также, за счет взаимодействия с другими видами искусства, — сам дух куртуазной эпохи.

Хор musicAeterna, существующий с 2011 года, в своем репертуаре сочетает произведения разных стилей и эпох, а в исполнительстве отдает предпочтение аутентичной манере. Здесь каждый артист — солист, а все вместе под руководством хормейстера Виталия Полонского они достигают невероятной концентрации и абсолютной слаженности, так что «испытываешь потрясение от невесомого, бесплотного, бестелесного звучания» (Марина Гайкович, «Независимая газета»). 

Фото
Пермский театр оперы и балета
поиск