16 мая 2024
Сегодня
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
05 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Афиша
  • Май
    16
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
Концерт
29 Февраля / Чт 19:00
Вечер камерной музыки
Ф. Лист, Ф. Шопен, И. Брамс, Г. Свиридов
Возрастная категория: 6+
Исполнители:
Рауф Тимергазин (баритон)
Овик Григорян (фортепиано)

В программе:

Ференц Лист (1811—1886)
Три сонета Петрарки, S. 270

Фредерик Шопен (1810—1849)
Скерцо для фортепиано № 3 до-диез минор, оp. 39

Иоганнес Брамс (1833—1897)
Четыре строгих напева, op. 121

Георгий Свиридов (1915—1998)
«Отчалившая Русь» (1977)

Необычная дата — необычный концерт. Вечер камерной музыки 29 февраля в исполнении солиста Пермской оперы, баритона Рауфа Тимергазина и пианиста Овика Григоряна. Программа, объединяющая сочинения Листа, Шопена, Брамса и Свиридова, — в высшей степени романтическая, собрание лучших образцов камерного вокально-инструментального жанра.

«Три сонета Петрарки» Ференц Лист сочинил по следам своего пребывания в Италии в 1838—1839 годах. За основу он взял три текста великого поэта XIV века Франческо Петрарки, в которых тот воспевает красоту Лауры, повстречавшейся ему в церкви. Музыка Листа конгениальна поэзии: свойственные Петрарке лирические парадоксы и любовные дихотомии («гореть и замерзать», «всматриваться без очей») композитор отражает взволнованной последовательностью гармоний и контрастными переходами от драматических вспышек до экстатического лиризма. Завершается трехчастный цикл благоговейным воспеванием красоты ангелов, живущих на земле, в котором музыка и слово сливаются в исключительном единстве.

«Четыре строгих напева» Иоганнес Брамс написал в последний год своей жизни. Смерть уже бродила рядом: за несколько лет до этого скончалась ученица и друг композитора Элизабет фон Герцогенберг, сейчас же в болезни после инсульта лежала обожаемая им пианистка Клара Шуман, да и сам Брамс уже страдал от первых симптомов рака печени. Всё это определило серьезный и вместе с тем вызывающий характер «безбожных песенок», как назвал их автор, которые «полиция запретила бы, не будь они основаны на текстах из Библии». Библии, переведенной на немецкий язык реформатором Мартином Лютером. Для агностика Брамса эти лишенные пафоса, обыденные тексты были куда более естественным воплощением философских размышлений о страдании, стойкости, человечности, вере, надежде и любви, нежели возвышенные строки оригинала. «Четыре строгих напева», таким образом, замкнули цикл: к Священному Писанию в переводе Лютера композитор уже обращался тридцать лет назад, в своем выдающемся «Немецком реквиеме», принесшем ему широкую известность, а сейчас сделал себе соответствующий «подарок» на последний день рождения.

Поэма для голоса и фортепиано на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» (1977) — одно из важнейших сочинений отечественного классика ХХ века Георгия Свиридова. Изначально Свиридов предназначал ее для тенора и фортепиано, но оказался недоволен премьерой и затем сам же сделал версию для меццо-сопрано и совместно с Еленой Образцовой исполнил и записал ее на пластинку. Сегодня «Отчалившая Русь» существует в нескольких переложениях для разных исполнителей, в том числе для детского хора. Версия для баритона появилась специально под Дмитрия Хворостовского, благодаря которому свиридовская поэма получила всемирную известность.

«Отчалившая Русь» — еще один пример абсолютно гармоничного слияния музыки и слова. Никто точнее не высказался об этой поэме, чем сам Свиридов: «“Отчалившую Русь” можно сравнить с огромной фреской старинного письма, с ее разнообразием. Почему? В ней присутствует и нежная лирика, и страстные патетические монологи, и трагические картины. Всё это напоено ослепительным светом… “Отчалившая Русь” исполнена необыкновенного напряжения, которое властно захватывает внимание слушателя. Напряжение чувств, это какая-то раскаленная материя. Искусство огромной духовной высоты, лишенное какого бы то ни было физиологизма, натуралистичности».


* В программе возможны изменения


Фото
Частная филармония «Триумф»
поиск