Концерт камерной музыки 08/11/2023
I ОТДЕЛЕНИЕ
Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791)
Трио для скрипки, альта и фортепиано ми-бемоль мажор, К. 498
Исполнители:
Артем Наумов (скрипка)
Зоя Каракуца (альт)
Овик Григорян (фортепиано)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809—1847)
Четыре пьесы для струнного квартета, op. 81
Исполнители:
Кристина Лебедева (скрипка)
Мария Петрова (скрипка)
Светлана Батурина (альт)
Игорь Галкин (виолончель)
II ОТДЕЛЕНИЕ
Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Фортепианный квинтет соль минор, op. 57
Исполнители:
Овик Григорян (фортепиано)
Марк Зингер (скрипка)
Марина Захарова (скрипка)
Иван Медведь (альт)
Программа концерта солистов симфонического оркестра Пермской оперы объединяет камерные произведения трех веков и трех музыкальных эпох — классицизма, романтизма и модернизма.
Трио ми-бемоль мажор, К. 498 Вольфганга Амадея Моцарта получило подзаголовок «Кегельное трио»: как гласят собственноручные записи композитора на нотных автографах, многие из своих произведений он создавал во время игры в кегли — среди них, как считается, было и завершенное в 1786 году Kegelstatt Trio. Исследователи творчества Моцарта усматривают в сочинении элемент программности, указывая на то, что в музыке первой части трио при желании можно увидеть раскручивание руки перед броском мяча.
Феликс Мендельсон-Бартольди сочинял музыку для струнного квартета на протяжении всей своей жизни: первые опыты в этом жанре созданы композитором в возрасте 12 лет, а последний, Шестой квартет, op. 80, был написан незадолго до смерти. Четыре пьесы для струнного квартета объединены в единый цикл издателем Мендельсона-Бартольди, хотя на самом деле он состоит из произведений, написанных «по случаю» в разные годы: «Тема с вариациями» и Скерцо относятся к 1847 году, Каприччио закончено в 1843-м, финальная Фуга — в 1827 году.
Одно из ключевых сочинений Дмитрия Шостаковича, Фортепианный квинтет был написан в 1940 году и стал первым значительным достижением композитора в области камерно-инструментальной музыки. Его премьера, состоявшаяся 23 ноября 1940 года в Большом зале Московской консерватории, прошла с большим успехом — даже скептически настроенные критики восторженно приветствовали новое сочинение. В музыке Квинтета ощущается сильное влияние творчества Иоганна Себастьяна Баха — фактически являющийся камерной симфонией для пяти инструментов, монументальный пятичастный Квинтет насыщен барочными интонациями и полифоническими приемами.