Открытие фестиваля. Концерт фестивального оркестра
Густав Малер
Симфония № 9 ре мажор
Малин Бонг
splinters of ebullient rebellion
Дирижер: Теодор Курентзис
Последние пять лет Малер в России прочно ассоциируется с Теодором Курентзисом. В 2014 году Курентзис во главе Фестивального оркестра, укомплектованного музыкантами со всего света, представил Третью симфонию. Затем, так же в рамках Дягилевского фестиваля, прозвучали в его версии Пятая, Шестая, Первая и Четвертая. Эта серия выступлений (которую подготавливали концерты Курентзиса в 1996-м и середине нулевых), по словам Михаила Мейлаха, стала «новым словом в мировой „малериане“ — она случилась ровно тогда, когда стала назревать необходимость в поиске новых подходов к исполнению музыки Малера».
В этом году настала очередь Девятой симфонии Малера прозвучать из Перми на весь мир. По факту, это десятая симфония композитора, если учесть предшествующее симфоническое полотно «Песнь о Земле», которому Малер не дал порядкового номера. Сочинение было написано в период между 1908-м и 1910-м и впервые исполнено в июне 1912 года Венским филармоническим оркестром под управлением Бруно Вальтера — дирижера, сделавшего ряд выдающихся записей музыки Малера, в том числе Девятой.
Поскольку эта симфония является последним законченным произведением композитора, написанным в череде его болезней, в конце концов приведших к смерти, Девятая общепринято считается его духовным завещанием. Вальтер, продиржировавший симфонией спустя год после кончины автора, сказал, что узнал характерный шаг малеровской походки в хромающем ритме марша в кульминации первой части. Спустя время Леонард Бернстайн услышал в музыке Девятой сбивчивое сердцебиение композитора.
Исследователи включают эту симфонию в позднюю малеровскую трилогию: «Песнь о Земле» — Девятая — незаконченная Десятая, и предлагают рассматривать ее в некотором отрыве от предыдущей «восьмерки» на том основании, что каждая следующая симфония служит антитезой предшествующей. Однако сам автор сообщал всё тому же Вальтеру в письме осенью 1909-го: «Я высказал в ней нечто такое, что давно уже просилось у меня наружу; может быть, ее (как целое) можно скорее всего представить рядом с Четвертой (хотя она совсем иная)». В этой связи нельзя не отметить, что в прошлом году Фестивальный оркестр сыграл в Перми как раз Четвертую симфонию.