Мадам Баттерфлай (Чио-Чио-сан)
Сокровища Галантного века: музыка при дворе Фридриха Великого
Солисты:
Наталья Кириллова
(сопрано)
(гобой)
(клавесин)
«Галантный век» как культурную единицу времени связывают, в первую очередь, с правлением короля Франции Людовика XV — примерно с 1715-го по 1770-е годы. Концерт 6 февраля, однако, отсылает к другому правителю — королю Пруссии Фридриху Великому, который взошел на престол в 1740 году и за два десятилетия превратил свое маленькое княжество в одну из сильнейших держав Европы. Поэтому «галантность» в данном случае стоит понимать на немецкий манер: не столько как культ наслаждения и поклонения изящности, сколько культ просвещения, толерантности (под девизом «пусть каждый будет доволен на свой манер»), открытости (в прямом смысле слова — любой мог попасть на экскурсию в монарший дворец за умеренную плату) и торжество закона (которому обязан был подчиняться и сам король).
Программу концерта составляют сочинения немецких композиторов XVIII века: Карла Филиппа Эмануэля Баха, Карла Фридриха Абеля, Карла Генриха Грауна, Иоганна Готлиба Грауна и Иоганна Иоахима Кванца.
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714—1788) — второй из сыновей Иоганна Себастьяна Баха, тоже заслуживший звание «великий». Стоял у истоков классицизма в музыке, достигшего расцвета в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена («Он отец, мы — дети», — говорил о нем зальцбургский гений). Сочинял в так называемом «выразительном» или «чувственном» стиле и создал новый эталон клавирной сонаты, усложнив и разнообразив ее форму. Был членом королевского двора при Фридрихе Великом.
Карл Фридрих Абель (1723—1787) — композитор доклассической школы и один из последних исполнителей-виртуозов игры на виоле да гамба. Половину жизни провел при английском королевском дворе. Автор более 400 произведений в разных жанрах. Одну из примерно 45 его симфоний и увертюр долгое время приписывали юному Моцарту, который скопировал ее для собственного обучения.
Карл Генрих Граун (1704—1759) — автор опер и духовной музыки. Был музыкальным наставником молодого Фридриха Великого, сформировал для его театра труппу из итальянских певцов. Будучи на королевской службе, сочинил около трех десятков опер, в том числе две — на либретто самого Фридриха. Список его произведений составляют также концерты для клавесина, трио-сонаты и другие камерные сочинения.
Иоганн Готлиб Граун (1702/1703—1771) — композитор пограничной эпохи между барокко и классицизмом, скрипач-виртуоз. Как и его младший брат, служил при дворе будущего монарха, наследного принца Фридриха II. Известен прежде всего своими инструментальными сочинениями, хотя писал и вокальную музыку, и оперы. Автор множества скрипичных концертов, трио-сонат, а также двух струнных квартетов — это были одни из первых проб в истории жанра.
Иоганн Иоахим Кванц (1697—1773) — композитор и флейтист-виртуоз, автор важнейшего трактата о флейте и реформатор этого музыкального инструмента. Был учителем по классу флейты у наследного принца Пруссии, будущего Фридриха Великого. Сочинил для него более пятисот произведений. Его труд «Опыт наставления в игре на флейте траверсо» (1752) содержит ценную информацию о практиках исполнения в XVIII веке, орнаментике и педагогике и дает основание считать Кванца одним из крупнейших музыкальных теоретиков эпохи позднего барокко.