13 августа 2022
17 августа 2022
19 августа 2022
24 августа 2022
26 августа 2022
27 августа 2022
30 августа 2022
31 августа 2022
01 сентября 2022
02 сентября 2022
04 сентября 2022
06 сентября 2022
07 сентября 2022
08 сентября 2022
09 сентября 2022
10 сентября 2022
11 сентября 2022
13 сентября 2022
14 сентября 2022
15 сентября 2022
16 сентября 2022
17 сентября 2022
18 сентября 2022
20 сентября 2022
21 сентября 2022
22 сентября 2022
23 сентября 2022
24 сентября 2022
25 сентября 2022
27 сентября 2022
28 сентября 2022
29 сентября 2022
30 сентября 2022
01 октября 2022
02 октября 2022
05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
28 октября 2022
30 октября 2022
Репертуар
  • Август
    12
  • Сентябрь
  • Октябрь
Другие события
Закрытие фестиваля. Концерт Mahler Chamber Orchestra и хора musicAeterna
М. Фелдман, И. Брамс
Описание
Возрастная категория: 12+
Исполнители:
Надежда Павлова (сопрано)
Вибке Лемкуль (контральто)
Димитрис Тилиакос (баритон)

В программе:
Мортон Фелдман
«Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» (1970)

Иоганнес Брамс
Рапсодия (Alto Rhapsody), op. 53
Немецкий реквием, op. 45

И снова Малер на закрытии Дягилевского фестиваля — только на этот раз в другой ипостаси: вместе с хором musicAeterna и международным ансамблем солистов под руководством Теодора Курентзиса выступит Mahler Chamber Orchestra из Германии.

Теодор Курентзис и Mahler Chamber Orchestra давно знают друг друга. Их объединяет страсть к риску и разнообразию в отношении к музыке и жизни. Они встретились в 2010 году и с тех пор накопили обширный репертуар, экспериментировали с различными форматами концертов, записали CD и DVD и провели несколько турне по Европе и Южной Америке. В общем списке маэстро и оркестра сегодня есть Гайдн, Моцарт, Россини, Дебюсси, Сен-Санс, де Фалья, Бриттен, Сибелиус, Прокофьев, Клод Вивье. В 2010 году Курентзис и МСО записали фортепианные концерты Шостаковича с солистом Александром Мельниковым (harmonia mundi, 2012), и BBC Music сочла эту запись «безоговорочно рекомендованной в качестве одной из лучших версий среди трех, доступных в настоящее время». В 2016-м под руководством Курентзиса МСО объединился с хором musicAeterna, чтобы исполнить Coro, редкое сочинение Лучано Берио, — и вновь гастроли имели оглушительный успех. С нынешнего года их совместный репертуар пополняется сочинениями Брамса и Фелдмана.

Пятиминутную инструментальную пьесу с названием, похожим на рассказ, — «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» — американец Мортон Фелдман написал в 1970 году. Прототипом заглавной героини стала русская эмигрантка Вера Маурина-Пресс, обучавшая композитора игре на фортепиано, когда тот был ребенком. «В музыке Фелдмана, — пишет музыковед Ольга Манулкина, — слушатель попадает в разреженное музыкальное время и пространство… Своими тихими, хрупкими, одинокими, угловатыми звуками Фелдман создает нишу, в которой давление века ощущается меньше, шум не слышен, и вся чудовищная махина остается будто за стеной».

С хрупкой модернистской композицией Фелдмана соседствуют романтические полотна Иоганнеса Брамса. Рапсодия (Alto Rhapsody) для контральто, мужского хора и оркестра, сочиненная в 1869-м на стихи «Зимней поездки в Гарц» Гёте, предназначалась в качестве свадебного подарка дочери Роберта и Клары Шуманов Юлии. По версии некоторых ученых, Брамс тоже был в нее немножко влюблен. Трехчастное вокальное произведение проникнуто мотивом одинокой души, характерным для Брамса и в творчестве, и в жизни. Рапсодия редко звучит в концертных программах, вероятно, потому что длится от 12 до 15 минут и требует значительных исполнительских сил, но на Дягилевском фестивале такие силы сойдутся: сольную партию исполнит Вибке Лемкуль (Германия), мужской состав хора будет из musicAeterna.

Немецкий реквием Брамса появился на свет за год до Рапсодии и обеспечил 35-летнему композитору мировое признание. Он называл его «кантатой траура» и посвятил памяти друга Роберта Шумана, который скончался в 1856-м. Типичные реквиемы связаны с лексиконом Римско-католической церкви, но Брамс, не будучи ни атеистом, ни воцерковленным, для своего вокального гиганта воспользовался библейскими стихами в переводе Мартина Лютера, выбрав отрывки из Нового и Ветхого Заветов, в которых оплакивают мертвых и утешают живых. Из семи частей «Немецкого реквиема» четыре предназначены для хора и оркестра, три отданы солистам. В этом концерте партию сопрано из пятой части исполнит Надежда Павлова, а партию баритона в третьей и шестой частях — Димитрис Тилиакос (Греция).
постановщики
Хормейстер: Виталий Полонский
Фото
поиск