27 ноября 2020
30 ноября 2020
02 декабря 2020
17 декабря 2020
18 декабря 2020
23 декабря 2020
24 декабря 2020
25 декабря 2020
27 декабря 2020
28 декабря 2020
29 декабря 2020
30 декабря 2020
31 декабря 2020
Журнал
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Декабрь
01.11.2020
Наперекор обстоятельствам. Обзор III тура конкурса «Арабеск-2020»

Героями и победителями нынешнего «Арабеска» хочется назвать всех. Танцовщиков, которые успешно выступают при отсутствии зрителей, для двух жюри и немногочисленных коллег. Также и арбитров, несомненно, организаторов конкурса, без чьей усердной работы и терпения он бы не состоялся.

Всегда как праздника ждешь последнего — классического — тура, когда выступают сильнейшие и лучшие. Но нынче этот день оказался не самым удачным. Конкурсанты подустали. Начали сдавать нервы. Многим из 17 участников не прыгалось, не вертелось. Слегка потускнели даже лидеры. Огорчили несобранность, неверный выбор репертуара. Станцевав удачно первую вариацию, некоторые заметно хуже выступили со второй. Так, Тамила Шишкалова из Воронежа в вариации Раймонды из сцены «Сна» показала и стать, и мягкий спуск с пальцев, и контраст частей, но намного хуже исполнила соло Одалиски из «Корсара» — партия не идет высокой, статной конкурсантке и, к сожалению, выявляет слабые стороны техники и выучки.


DSC_5160.JPG

Виктория Снигур (Россия)
Марат Сафин (Россия)
Фото: Андрей Чунтомов


Большой командой выступили питомцы Пермского хореографического училища и артисты театра. Шесть участников дошли до финала. Ульяна Мокшева запомнилась по вариации Китри со второго тура: элегантная бело-черная пачка, юношеский артистизм. Менее удачным получилось ее выступление на заключительном этапе — в pas de deux Медоры и Раба из «Корсара». С опаской делала фуэте, поскользнулась и даже упала. Всякое в балете бывает! Спокойным, достойным ее партнером выступил Расмус Алгрен, артист Пермского театра оперы и балета, выступающий за Финляндию.

В паре с Маратом Сафиным в pas de deux из «Дон Кихота» показалась Виктория Снигур. Мило станцевав адажио, и лишь с некоторыми помарками в поддержках, оба исполнили вариации по-школьному старательно, но не совсем чисто. Камнем преткновения оказались воздушные двойные туры и коварные фуэте. Овладение техникой у них еще впереди.

Вставную прыжковую вариацию из того же балета показала Дарья Чугунова. Хотя у юной конкурсантки есть прыжок, пока она не использует его в полной мере. Чисто, но несколько однообразно смотрелась вариация Сванильды из «Коппелии» в ее исполнении. Технически несовершенства не удалось скрыть Диане Товтын в соло из «Корсара», нешаловливым и настороженным выглядел ее Амур из сцены «Сна» балета «Дон Кихот».

Очень хочется пожелать артистам больше внимания уделять музыкальности, четкой работе стоп, образному началу в классической хореографии. Без них трудно побеждать.


DSC_6781.JPG

Богдан Плешаков (Россия)
Фото: Андрей Чунтомов


Удачно выступили два ученика Московской академии хореографии (класс Валерия Анисимова). Достойно прошел марафон Богдан Плешаков. В партии Работорговца из «Корсара» удачный костюм помог скрыть ему некоторые недостатки техники и фигуры. Меньше подошла участнику чисто классическая вариация Принца из «Щелкунчика».

На последнем Московском международном конкурсе хорошо запомнился юноша с суперданными Иван Сорокин. Тогда он показался только на первом туре. Уверенный, что дальше не пройдет, он и его педагог даже не подготовили программу второго. Сорокина пригласили в Московскую академию, где за три года обучения он профессионально вырос, сделал огромные успехи. Точный, элегантный, легкий и музыкальный (что редкость в наши дни), с первого тура молодой человек стал лидером в младшей группе.

Всё при нем: школа, выучка, правильно подобранный репертуар. Легким, полетным предстал его Франц из «Коппелии». Игриво и лукаво прозвучало сложнейшее мужское соло из «Венецианского карнавала» балета «Сатанилла». Сорокин — будущий danseur noble — благородный принц. Но он может танцевать и гротеск, что доказал его современный номер «Шут» в хореографии А. Каггеджи.

Иногда ошибки наставников и педагогов, неверный подбор репертуара сильно вредили конкурсантам. Пример тому — выступление Анастасии Каплиной из Уфы. Не по ногам-рукам-технике ей коварная вариация из «Венецианского карнавала». То же можно сказать о сложнейшей вариации Феи кукол из одноименного балета. Сочиненная братьями Сергеем и Николаем Легатами для виртуознейшей примы Матильды Кшесинской, она «крепкий орешек» для ученицы школы. Танцевать хореографический материал, подобранный для третьего тура, старательной девушке рановато.


DSC_5751.JPG

Камилла Исмагилова (Россия)
Дангыт Субедей (Россия)
Фото: Андрей Чунтомов


Огорчило выступление Камиллы Исмагиловой (Казань) и Субедея Дангыта (Кызыл). На первом туре оба очень удачно показались в «Жизели». Менее убедительно — в сольных танцах и современном номере на втором. А pas de deux из «Дон Кихота», выбранное для третьего, мало соответствовало индивидуальности и техническим возможностям эмоциональной балерины. С трудом она докрутила неяркое по форме фуэте. В выступлении Исмагиловой порадовали лишь отдельные красивые позы и положения рук — маловато для финального результата. Недоработки, порой и отсутствие школы, ощущались в танце и ее партнера. В другом репертуаре артисты могли бы показаться с большим успехом.

Неровно выступила опытная танцовщица Ксения Ринг. Не было царственности в ее Медоре («Корсар»), буднично смотрелось и соло из pas de trois «Лебединого озера».

На «Арабеске-2020» редко кто обращался к шедеврам «Спящей красавицы» и «Лебединого озера», предпочитая музыкальности и стилю технические трюки, не всегда уместные и удачные. Мало внимания конкурсанты уделяли танцевальности, образности, артистизму, работе корпуса, головы, рук. Руки часто были жесткими, а кисти — «лопаткой». Хромала координация, не было красоты и изящества в женском танце. Многие танцевали безрадостно, дежурно, словно выполняя необходимую повинность.

На этом фоне искренне порадовал свободный, непринужденно техничный танец Натальи Пивкиной из Москвы. Маленькая балерина напоминает милую Белую кошечку, трепетную фею Канарейку из «Спящей красавицы», игривого Амурчика из «Дон Кихота». Женственна ее Невольница из «Корсара», игрива Вакханочка из «Вальпургиевой ночи». Пивкина оказалась самой улыбчивой балериной третьего ура. Естественно-виртуозной, дарящей радость.

Кокетливо pas de deux «Арлекинады» преподнесла Александра Криса из Москвы. Обаяние исполнительницы порой заставляло не замечать технические просчеты. Неуместной в итальянском по духу номере выглядела блестящая корона танцовщицы. Она — из другого балета.


DSC_6549.JPG

Лири Вакабаяси (Япония)
Кубаныч Шамакеев (Кыргызстан)
Фото: Андрей Чунтомов


С первого тура на конкурсе лидировал дуэт из Челябинска — японка Лири Вакабаяси и виртуоз из Киргизии Кубаныч Шамакеев. Несмотря на неудачный для многих танцовщиков день, этой паре легко прыгалось и отлично вертелось в pas de deux Дианы и Актеона из «Эсмеральды». Невозмутимо и технично Диану исполнила балерина, правда — без лука в руках и диадемы с лунным серпом на голове, как то задумано Агриппиной Вагановой. Без этих атрибутов несколько теряется смысл танца, в котором есть точный сюжет о богине Луны — Диане-охотнице и влюбленном в нее юноше Актеоне, которого она сразила своими стрелами. Актеон из Челябинска летал, зависая в воздухе, поражая элевацией и каскадами замысловатых вращений. Эта пара всё может танцевать осмысленно и эмоционально, что доказал современный номер в их исполнении на втором туре. Лучший, если не единственный, раскрывающий индивидуальность артистов. Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев по-праву стали безусловными лидерами конкурса, который в столь сложное время продолжил прославлять красоту и гармонию искусства балета.

Текст: Виолетта Майниеце, член жюри прессы конкурса «Арабеск-2020»

поиск