История богемы насчитывает около двух веков: из первоначального бунта против буржуазного уклада жизни она превратилась в моду на нелюбовь к моде и потреблению. Происходило это постепенно.
Первоначально богема в Европе представляла собой прослойку людей околотворческих профессий, занимавших маргинальное положение в обществе и отрицавших классические поведенческие паттерны в быту и в работе. Они отстаивали свое право на свободное творчество (так, например, появился импрессионизм), практиковали свободную любовь и не обременяли себя капиталом.
В XX веке богемность из удела маргиналов превратилась в модное явление. Случилось это не одномоментно, превращение катализировали глобальные процессы. Менялся социальный уклад, разрушалась модернистская вертикаль элитарного и массового, искусство шаг за шагом «пересекало границы и засыпало рвы». Глобализация и развитие капитализма привели к маркетизации буквально всего на свете. Не стал исключением и богемный образ жизни.
Какое отражение с течением времени богема находила в кино — в нашем обзоре.
Сладкая жизнь / La dolce vita
1959
8 12
1963
реж. Федерико Феллини
Что бы ни снимал великий Феллини — всё той или иной стороной касается богемных сообществ: музыкального, кинематографического, циркового, журналистского и пр. В кинолентах «Сладкая жизнь» и «8 1/2″ богема служит лишь фоном для героя, переживающего творческий кризис, но сам по себе этот фон — то, что хочется рассматривать бесконечно.
Завтрак у Тиффани / Breakfast at Tiffany’s
реж. Блейк Эдвардс
1961
Холли Голайтли мечтает о карьере содержанки богатого мужа. Она наивна, безответственна, легкомысленна. Она путает имена, забывает номера телефонов и готова на всё ради украшений знаменитого ювелирного дома. Но что бы ни делала Холли, всё обретает шарм — героиню играет Одри Хепберн, которая своим присутствием в кадре делает этот фильм гимном богеме.
Мулен Руж! / Moulin Rouge!
реж. Баз Лурман
2001
Трагическая история любви между писателем и куртизанкой на фоне Парижа конца XIX века. Драматурги, художники, музыканты; абсент, забегаловки, папиросы — и всё это вкупе с непоколебимой верой в свободу, красоту и любовь.
Главная героиня в исполнении Николь Кидман, как и Мими, гибнет от неизлечимой болезни — с той разницей что делает она это по-богемному картинно.
Мечтатели / The Dreamers
реж. Бернардо Бертолуччи
2003
Ностальгическая драма о времени французских студенческих волнений и повального увлечения кино. Хотя Бертолуччи и подразумевает революцию 1968 года, главные герои почти всё время проводят вдалеке от политических событий и от уличных протестов прячутся за киноэкранной реальностью.
Золотая молодежь / Bright Young Things
реж. Стивен Фрай
2006
В кадре — портреты молодых и беззаботных аристократов Лондона 1920-х, обрамленные безудержными вечеринками, светскими скандалами и неловкими попытками творчества. И хотя здравомыслящий Стивен Фрай отдает себе отчет в том, что моральное разложение общества приближает Апокалипсис, он не может не испытывать симпатии к своим героям.
Я соблазнила Энди Уорхола / Factory Girl
реж. Джордж Хикенлупер
2006
Один из самых ярких персонажей арт-среды Америки 1960-х — это, безусловно, Энди Уорхол. Художник и режиссер, король тусовки и основатель известного в Нью-Йорке глэм-клуба «Фабрика». В фильме пересказана история его бурных отношений с Эди Седжвик, музой и протеже.
Без названия / (Untitled)
реж. Джонатан Паркер
2009
Сцены из жизни представителей contemporary art. Настроившись на ироничный лад, режиссер Джонатан Паркер находит адекватный способ сделать коллекционеров спорных произведений понятными широкому кругу зрителей.
Полночь в Париже / Midnight in Paris
реж. Вуди Аллен
2011
Молодой американский писатель убежден, что родился не в том месте и не в то время. Однажды он обретает возможность чудесным образом перемещаться из современности в начало ХХ века, в Париж, где встречает всех культовых персонажей литературной богемы: Хемингуэя, Гертруду Стайн, Пикассо, Сальвадора Дали…
Великая красота / La grande bellezza
реж. Паоло Соррентино
2013
Фильм-наблюдение за жизнью элиты современного Рима, в некотором роде ремейк «Сладкой жизни» Феллини. Главный герой, 65-летний апатичный писатель, наблюдает за парадом влиятельных, но пустых личностей. Аристократы, журналисты, мнимая и подлинная интеллигенция, художники и музыканты — бесконечные толпы людей, которых поглощает «современный Вавилон».
Элитное общество / The Bling Ring
реж. София Коппола
2013
Снятый по следам новостных сводок фильм о группке американских подростков, грабящих дома голливудских знаменитостей. На первый взгляд, эта новоявленная «богема» далеко ушла от оригинала — но стоит присмотреться, как становится понятно, что это те же «цыгане», только вывернутые наизнанку: на криминал их толкает не бедность, а, напротив, материальное изобилие.
Великий Гэтсби / The Great Gatsby
реж. Баз Лурман
2013
Гротескно выразив мощь богемного Парижа в «Мулен Руж!», Баз Лурман обратил свои взоры на Америку. Не самая лучшая экранизация книги Фицджеральда, «Великий Гэтсби» тем не менее адекватно передает атмосферу, в которой жила и бесновалась коммерческая элита 1920-х и в которую случайным образом попал начинающий писатель.
Кинообзор: Марина Дмитриева