Люка Дебарг: неровный путь сквозь частокол ожиданий
Биография Дебарга оставляет ощущение легкого диссонанса: его история выходит за рамки шаблонного творческого профиля, но лишь отчасти — уж точно не по траектории «гения вопреки».
Люка Дебарг. Фото: Феликс Бройде
Родившийся в 1990 году во французском местечке Вилер-сюр-Кудэн, он начал обучаться игре на фортепиано в 11 лет. Музыка Моцарта стала для мальчика настоящим откровением, и от первого слушательского опыта он увлеченно перешел к практике.
В музыке Моцарта те же гармонии, что и в других произведениях того времени. Но существует великая тайна: когда вы слышите музыку Моцарта, то буквально возвышаетесь. И не можете объяснить почему.
Впрочем, как признается сам Дебарг, для систематических занятий ему не хватало дисциплины. Идеи поступить в специализированную музыкальную школу он сторонился, потому что хотел оставаться среди «обычных людей». Впоследствии Люка переключился на литературу и даже получил степень бакалавра в парижском Университете Дидро. Кинематографичные мифы о том, что в этот период ему пришлось зарабатывать на жизнь, играя джаз в барах и собирая тележки в супермаркете, Дебарг предпочитает не эксплуатировать.
Это абсолютно нормально; я знаю многих людей с такой же историей. Когда вы переезжаете в большой город, вы готовы зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Как бы то ни было, лишь в 20 лет он вернулся к фортепиано на академическом уровне благодаря занятиям с Жаном Франсуа Эссе в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца и с Реной Шерешевской в Нормальной школе музыки им. Альфреда Корто. С этого момента карьера Дебарга поворачивает в более привычное русло: в 2014-м он берет Первый приз Международного конкурса им. Адилии Алиевой в Гайяре, а спустя год подходит к определяющему для всех молодых виртуозов Конкурсу Чайковского. Пианист получает IV премию и награждается московской прессой за «уникальное дарование, творческую свободу и красоту музыкальных трактовок».
Дебарг и его московские поклонники крепко сидят в ловушке взаимных ожиданий, словно обязывающих производить и получать сокрушительные впечатления (отсюда и аншлаги, и упреки), но именно сокрушительности пианизм Дебарга напрочь лишен.
С этого момента биография Дебарга обрастает обязательными для молодого успешного солиста атрибутами, среди которых выступления в Концертном зале Мариинского театра, Миланской консерватории, Уигмор-холле; сотрудничество с Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Ютако Садо; релиз трех CD на лейбле Sony Classical. В 2017 году записанный им альбом с произведениями Баха, Бетховена и Метнера был удостоен премии ECHO Klassik.
Здесь есть немало ума и такта, проявляющихся в небольших деталях на протяжении всей записи, что позволяет говорить о Дебарге как о молодом французском артисте, заслуживающем пристального внимания.
Дебарг также пишет и собственную музыку. В июне прошлого года в Латвии он впервые исполнил свое Концертино для фортепиано и струнного оркестра в сопровождении «Кремераты Балтики», а в сентябре в Париже в Фонде Louis Vuitton состоялась премьера его Фортепианного трио. Выступления и записи пианиста вызывают смешанную реакцию: в своих свободных, эмоциональных исполнительских интерпретациях он подходит к очень тонкой грани. Оправдан ли его кураж, пермский слушатель сможет оценить совсем скоро.
Его смелость возвышалась над каждой пролетающей нотой вместе с нескладным, взъерошенным шармом, который едва не переходил в эксцентричность.