Насыщенный 141-й сезон Пермского театра оперы и балета подходит к концу. Заключительной премьерой, 29 июня, станет камерная комическая опера «Пимпинон, или Неравный брак» Георга Филиппа Телемана; а завершится театральный год 30 июня — традиционным Гала-концертом с участием артистов оперы и балета.
Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:
— В этом сезоне произошло несколько очень важных для нас событий. Среди них — исполнение и запись опер Моцарта в Перми; в ближайшее время Sony Classical выпустит компакт-диски, которые будут доступны любителям музыки во всей Европе. Значимым для театра стало получение четырех «Золотых Масок», что до сих пор было немыслимым для регионального театра. И, наверное, кульминацией сезона стал Дягилевский фестиваль — один из самых важных фестивалей в России.
«ПИМПИНОН, ИЛИ НЕРАВНЫЙ БРАК»
Камерная комическая опера Г. Ф. Телемана
Исполняется на немецком, итальянском и русском языках
29 июня, суббота, 19:00
Камерная барочная опера «Пимпинон, или Неравный брак» — одно из самых популярных творений Георга Филиппа Телемана, яркого представителя немецкого барокко. Сюжет оперы прост и актуален: служанка Веспетта стремится выйти замуж за богача Пимпинона, чтобы обрести богатство и власть. Но в дело вмешивается любовь, и амбициозные планы девушки отступают на второй план.
Опера «Пимпинон, или Неравный брак» продолжает серию камерных комических опер в фойе театра, которые ставила Ольга Эннс. Как «Колокольчик» и «Разбитая чашка», опера «Пимпинон…» изначально была задумкой Ольги Александровны. В 2013 году проект Ольги Эннс стал победителем Конкурса КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики», направленного на развитие театрального искусства в 2013 году. На реализацию проекта-победителя был выделен грант.
Постановка спектакля проходила уже без Ольги. Работу над оперой взяла на себя Татьяна Степанова, второй режиссер театра: «Пимпинон» станет дебютным спектаклем Татьяны в театре оперы и балета.
Особенность оперы «Пимпинон, или Неравный брак» в том, что действие разворачивается в непосредственной близости к зрителям, что требует не только качественного исполнения вокальной партии, но и тонкой драматической игры. Такую задачу ставила режиссер Ольга Эннс, которая вынашивала идею этого спектакля.
Татьяна Степанова, режиссер Пермского театра оперы и балета:
— В первую очередь, конечно, хотелось довести до конца идею Ольги. К сожалению, Оля не успела оставить достаточной информации о том, как она представляла себе спектакль, поэтому мы руководствовались собственными представлениями.
Мы поставили не просто оперу, а оперу с элементами драматического театра. По-моему, это очень интересная затея! Наши артисты не только поют, но еще и переключаются на разговорные диалоги, а это уже другой вид театра. Более того, это спектакль в фойе. Зрители, как под лупой, видят все, что написано на лицах артистов, где правда, а где фальшь. На большой сцене, когда между артистами и публикой есть оркестровая яма, нужно работать крупными планами, крупными жестами. Здесь же от певцов требуется очень тонкая внутренняя работа.
Опера Телемана написана на двух языках: лирические моменты — арии — на итальянском, который высоко ценился в XVIII веке как мелодичный язык; а конфликтные, «горячие» части — речитативы и финальный дуэт — на немецком — родном языке публики. В версии Пермского театра речитативы заменены диалогами и переведены на русский язык. Таким образом, постановщики следуют задумке композитора: быть понятными публике.
При этом колорит барокко в опере сохраняется. Например, в «Пимпиноне» присутствует одна из характерных для эпохи барокко музыкальных форм — трехчастная ария da capo, где третья часть требует от певца умения виртуозно импровизировать. Солисты — Наталья Кириллова и Эдуард Морозов — справляются с этим прекрасно. Аккомпанирует певцам струнный ансамбль — музыканты играют на жильных струнах — и клавесинист Максим Емельянычев, который и руководит музыкальным процессом. В действиях исполнителей также присутствуют элементы театральности — поскольку все барочное искусство очень театрально.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ 141-ГО ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА
Гала-концерт с участием артистов оркестра, оперы и балета театра
30 июня, воскресенье, 19:00
В торжественном Гала-концерте, которым по традиции закрывает сезон старейший театр Прикамья, примут участие Большой симфонический оркестр, Большой хор Пермского театра, а также артисты оркестра MusicAeterna, солисты оперы и балета.
В первом отделении Гала-концерта будут исполнены отдельные оперные и инструментальные номера, широко известные театральной публике всего мира. Среди них — знаменитый «Хор угнетенных» из «Набукко» Верди; Айсулу Хасанова исполнит вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини, Наталья Буклага и Наталья Кириллова — дуэт Сони и Наташи из «Войны и Мира» Прокофьева, Надежда Бабинцева исполнит арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, Лариса Келль — арию Турандот из одноименной оперы Пуччини, а в исполнении Надежды Кучер прозвучит ария Франчески из «Франчески да Римини» Рахманинова. «Размышление» из оперы Массне «Таис» исполнит скрипачка Дария Зиатдинова в сопровождении оркестра. Завершится первое отделение исполнением Большим симфоническим оркестром под управлением главного дирижера театра Валерия Платонова кантаты «Москва» П. Чайковского.
Во втором отделении балет исполнит одну из премьер завершающегося сезона — The Second Detail Уильяма Форсайта.