В конце октября пермская балетная труппа, хор musicAeterna, солисты оперы и оркестра musicAeterna отправятся на гастроли в Мадрид. На сцене Teatro Real с 24 по 28 октября будут показаны балеты «Шут» С. Прокофьева (хореография Алексея Мирошниченко) и «Свадебка» И. Стравинского (хореография Иржи Килиана) — уникальные проекты пермского театра, номинированные в 2012 году на театральную премию «Золотая Маска».
В Мадриде труппа получила возможность выступить с серией спектаклей на ведущей национальной сцене — Teatro Real. Поездка в Испанию — новое гастрольное направление Пермского балета — важна еще и потому, что впервые европейской публике будут представлены новые хореографические проекты театра.
Алексей Мирошниченко, хореограф, главный балетмейстер театра:
— Большинство людей за пределами России все еще воспринимают русский балет исключительно как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». И практически все российские театры ездят на гастроли только с классическим репертуаром. Никто не хочет рисковать, ведь привезти «проверенные» балеты — это беспроигрышная лотерея.
Нам постепенно удается изменить мнение наших европейских импресарио. И поездка в Мадрид — это исторический момент: мы едем на гастроли с нашим современным репертуаром. В Teatro Real мы везем последние громкие премьеры — балеты «Свадебка» и «Шут». Тем самым, приближаемся к нашей мечте: представлять европейской публике наши новые спектакли.
Премьера балета «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего», написанного Прокофьевым по заказу Сергея Дягилева в 1914 году, состоялась в 1921-м. С того времени и до наших дней этот балет совершенно выпал из поля зрения хореографов. Пермская версия «Шута», поставленная в 2011-м, — смелый эксперимент, соединяющий новую хореографию Алексея Мирошниченко со сценографией и костюмами, воссозданными по оригинальным эскизам художника-футуриста Михаила Ларионова, которые были сделаны к первой постановке «Шута». В 2013-м балет «Шут» был показан в Москве в рамках фестиваля «Золотая Маска» в составе вечера одноактных балетов «В сторону Дягилева»: пермский балет и его художественный руководитель Алексей Мирошниченко стали обладателями спецпремии фестиваля — «За восстановление дягилевского репертуара».
Премьера балета «Свадебка» в постановке Брониславы Нижинской, хореографа Ballets Russes Сергея Дягилева, с большим успехом прошла в 1923 году в парижском Théâtre de la Gaîté. К партитуре Стравинского обращались многие хореографы, но, пожалуй, самого громкого успеха добился Иржи Килиан, в 1982 году поставивший «Свадебку» в Nederlands Dans Theater.
Само известие о том, что живая легенда современного танца Иржи Килиан отдал свой знаменитый балет пермякам, уже вызвало большой резонанс среди критиков и балетоманов, ведь до сих пор еще никому в России хореограф не давал разрешения на исполнение «Свадебки». Судьбу пермской постановки решили три фактора: высокие технические возможности пермской труппы, живое (в то время как сам Килиан использовал запись на CD) исполнение музыки и нетривиальная история возникновения и развития балетного искусства в Перми, некогда закрытом промышленном городе СССР.
Во время гастролей в Мадриде оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса запишет «Свадебку» с Sony Classical. Эта запись в скором времени выйдет на одном диске с другим произведением Стравинского — «Весна священная», которое было записано с 7 по 10 октября в Кёльне после выступления пермского оркестра на РурТриеннале. Напомним, это уже не первое сотрудничество оркестра musicAeterna и Теодора Курентзиса с компанией Sony: в июне 2012 года в Доме Дягилева была записана концертная программа Rameau—Gala, а в сентябре 2012 и январе 2013 года в зале Пермского театра оперы и балета были записаны оперы Моцарта Le nozze di Figaro и Cosi fan tutte.
Расписание спектаклей в Мадриде и информация о билетах — на сайте Tearto Real.
Фото Антона Завьялова