Сезон 2008/09 года завершен. В преддверии сезона нового мы по традиции обратились к обозревателям центральных изданий и ведущим независимым музыкальным и балетным критикам с просьбой ответить на вопросы анкеты: событие сезона, антисобытие сезона, тенденция сезона, дебют сезона, театр сезона, персона сезона…
… За звание «театра сезона» в опросе соревнуются Мариинка, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и Пермский театр оперы и балета. Первая, по совокупности своих достижений, имеет все основания претендовать на этот титул практически каждый сезон. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко объективно занял в этом сезоне первое место среди московских театров. Но в целом по России предпочтение, на наш взгляд, следовало бы отдать именно Пермскому оперному театру. Казалось бы, провинциальному театру должно быть труднее переживать кризис, нежели столичным. В Перми, однако, сумели не только выпустить три полнометражные оперные премьеры (чего не было, кстати сказать, ни в одном из московских театров), но и превратить две из них в исторические события экстраординарного художественного уровня. Речь идет, напомним, об открытии практически никому у нас неведомого до сей поры шедевра — «Христа» Антона Рубинштейна и о мировой премьере специально для этого театра написанного «Ивана Денисовича» Александра Чайковского. Обе премьеры сошлись в афише беспрецедентного для российской провинции по своему масштабу и уровню организации фестиваля «Дягилевские сезоны», включавшей также и прошлогоднюю российскую премьеру монтевердиевского «Орфея». Театр, который смог осуществить все это, более, чем какой-либо другой, заслуживает права именоваться «театром сезона». А его лидер и постановщик всех названных спектаклей Георгий Исаакян, соответственно, — «персоной сезона». Кстати, в нашем опросе за него подано столько же голосов, сколько за Бориса Покровского (посмертно) и Валерия Гергиева, что уже само по себе говорит о многом…